Ударно-тяговое оборудование необходимо для реализации ряда функций, к коим относится:
— соединение подвижных составов друг с другом;
— перенаправление продольной силы промеж единиц состава. Вдоль оси поезда активны тяговая, тормозная и вредная силы. В сумме они занимаются растяжением или сжатием поезда;
— послабление влияния пагубных динамических сил сжатия и растяжения;
— наложение ограничений на действия максимальных усилий на ударно-тяговые устройства;
— сдерживание единиц состава на заданном промежутке так, чтобы отсутствовало значимое изменение длины поезда, и при этом вагоны не набегали друг на дружку по ходу движения.
Каждый из имеющихся автосцепных приборов по типу контактирования делится на несколько разновидностей — нежесткие, жесткие и полужесткие; по виду соединения различают механические и унифицированные.
Виды сцепок.
- К нежесткому типу относят те, что в сцепленном виде предусматривают относительные передвижения сцепленных корпусов по вертикальной линии, а при расхождении вагонных рам по высоте размещаются в ступенчатом порядке с сохранением прежнего положения. Корпусная часть подобных изделий делает упор на подвижной опорный механизм, играющий роль шарнира, который обеспечивает движение автосцепки в разных плоскостях. Значительные расхождения по вертикали допускают саморасхождение сцепного устройства.
- В случае с жесткими моделями возможность относительных вертикальных колебаний отсутствует, а в случае отклонения рамной конструкции они будут находиться на одной линии. На гранях таких корпусов должны присутствовать сложные шарнирные механизмы, позволяющие добиться углового отклонения в разных траекториях.
- Полужесткие оснащены ограничителями, препятствующими саморасцеплению в ходе повышенного относительного сдвига корпусов. Последние расположены на опорах с пружинным механизмом.
- Механические, использующиеся при сцеплении ПС промеж собой. Соединение коммуникаций между вагонов в этом случае происходит вручную.
- Унифицированная модель применяется на специализированных подвижных составах вроде электропоездов и вагонах метро.
Подобные сцепки кроме тягового и тормозного усилий позволяют добиться слияния пневмомагистралей и межвагонных электроцепей.