Как увеличить дальность рации своими руками

p0rtall › Блог › Суровая правда о дальности радиосвязи.

Проблема помех приему встает в полный рост перед каждым пользователем эфира решившим открыть для себя Си-Би диапазон. В основном, новички в связи не в состоянии отличить неисправность аппаратуры от наличия вредных помех в эфире, и в связи с этим на форумах постоянно возникают споры о дальности связи, шумности радиостанций, не настроенных антеннах и прочий подобный бред.

Нет, безусловно, качество аппаратуры связи играет не самую последнюю роль, также немаловажную роль играет то, кем и как она установлена. Качество настройки антенны тоже важно, но в целом все это не столь критично, как принято об этом думать. Исправная, правильно установленная и настроенная аппаратура в целом работает примерно одинаково на любом автомобиле, более того, все радиостанции на рынке тоже работают примерно одинаково, каких-либо существенных различий в работе приемников и передатчиков исправных радиостанций, как правило, не наблюдается. Безусловно, есть нюансы, но они вносят весьма незначительные коррективы в дальность и качество радиосвязи. Давайте разберемся, что же сильнее всего влияет на качество и дальность радиосвязи. И если Вы, приобретя комплект из радиостанции и антенны, не получили вожделенного чистого приема и передачи, то настоятельно рекомендую прочитать эту статью до конца, возможно Вы найдете ответы на свои вопросы.

Радиостанции и антенны

Для начала поговорим о том, на что нам, как пользователям, повлиять проще всего, и собственно на то, на что жалуется подавляющее большинство людей купивших аппаратуру и которым так и не удалось добиться уверенной связи.

Очень часто приходится слышать от клиентов и читать на форумах, что мол: «Вот есть у меня радиостанция XXX и антенна YYY, и работают они плохо, наверное, надо радиостанцию поменять, она, скорее всего плохая (далеко не берет), а антенна хорошая, у нее КСВ=1, мне ее установили и настроили на трассе».

Так вот, друзья, если говорить только о железе, то 80% успеха в связи определяется антенной, и только 20% радиостанцией. Без хорошей антенны любая, самая навороченная радиостанция не сможет ничего ни принять ни передать. И любая самая навороченная и эффективная антенна, будучи установленной с нарушением требований, может терять от 30 до 70% своей эффективности, что непременно скажется на дальности уверенной радиосвязи. Это примерно то, что мы постоянно наблюдаем в канале дальнобойщиков. Вроде бы и антенны у дальнобоев не самые плохие, но установлены черти как, или просто сгнили под действием солей и реагентов летящих с дороги. И поэтому связи, как не было с ними так и нет. Опять же, примерно 80% участников радиообмена не следят за своей техникой, поставили и забыли. Антенна, которая кроме того, что не установлена в соответствии с требованиями, а как бог на душу положит, еще и сгнивает со временем. Связь с такими корреспондентами возможна только в пределах прямой видимости (кого вижу, того и слышу), о полноценном радиообмене на сколько-нибудь оперативном расстоянии речи не идет. А многим связь на 10 км просто не нужна, им хватает 1-2 км, такие водители тоже встречаются, и не редко.

Фактически устанавливая себе на машину хорошую радиостанцию и эффективную антенну, мы повышаем шансы на хорошую радиосвязь вот с такими радиоинвалидами и получаем отличную радиосвязь с теми, кто требованиями не пренебрегает и за своей техникой следит.

Иными словами, если Вы планируете общаться в 15 канале и радиостанцию с антенной приобретаете именно для этих целей, старайтесь делать все согласно требованиям по установке и настройке аппаратуры связи гражданского диапазона. Тем самым Вы избавите себя от массы проблем, с которыми можете столкнуться, если следовать им не будете, плюс, повысите шансы получить ту связь о которой мечтаете.

Однако, качество связи определяется не только радиостанцией и антенной. Даже если Вы все сделали как положено, в исправности радиостанции и корректности установки антенны уверены на все 100%, переходим к следующему пункту.

Помехи приему и передаче

Отсутствие хорошей связи может определяться не только используемой аппаратурой но и помеховой обстановкой в точке приема/передачи. Помехи это самый главный враг и бич гражданина пожелавшего воспользоваться всеми благами гражданского диапазона. В большинстве случаев именно помехи, а не аппаратура не дают нам связаться на дальних дистанциях, ограничивают возможности техники связи и вносят в нашу жизнь боль и разочарования. Давайте разбираться, какие бывают помехи и как с ними можно бороться, или избегать их.

Помех, на самом деле, великое множество, все они имеют разную природу возникновения, но все они одинаково пагубно сказываются на дальности приема и передачи. И если мы говорим о связи на автомобиле, то условно можно выделить помехи которые генерирует бортовая сеть автомобиля и помехи внешнего происхождения.

Помехи от бортовой сети

Современные автомобили, особенно зарубежного производства, как правило, выполнены согласно требованиям электромагнитной совместимости и не особенно сильно гадят в бортовую сеть и в эфир, чего нельзя сказать о наших, даже достаточно современных автомобилях. Поэтому на иномарках возможно и допустимо небольшое разгильдяйство по части установки радиостанции (например, питание через прикуриватель), хотя и не всегда.

Определяем источник помех

Радиостанция Си-Би диапазона, это достаточно чуткое радиоэлектронное устройство способное принимать не только полезные сигналы из эфира, но и всякий мусор генерируемый различными электронными приборами. И если Вы пришли к выводу, что источником помех является бортовая сеть, то с этим, конечно, нужно разбираться в первую очередь.

Первое, что следует сделать, определить по какому пути помеха поступает в радиостанцию. По питанию или по эфиру. В первом случае, все достаточно просто, во втором сильно сложнее.

Определить откуда приходит помеха не трудно, на заведенной машине нужно включить радиостанцию и отсоединить антенну от блока радиостанции, выключить шумоподавители и наблюдать за характером шума. Не беспокойтесь, с радиостанцией ничего не случится (главное не нажимайте на тангенту), а вот наблюдая за шумами радиостанции можно понять, откуда приходит помеха. Если при отключении антенны, помеха никуда не делась, значит, она приходит в радиостанцию по питанию, и здесь Вам скорее всего поможет обычный фильтр, какой применяют для питания магнитол (обязательно смотрите максимальный ток, желательно брать фильтр на 5-10А).

Если же с отключением антенны помеха пропадает, значит, она приходит в радиостанцию по эфиру и давить такую помеху необходимо в месте ее возникновения. Если речь идет о бортовой сети автомобиля, то источником помех может быть что угодно. Бензонасос (вой и гул), блок управления форсунками (треск, щелчки), генератор (вой), «колхозный» ксенон (тотальное падение чувствительности радиостанции, при включении головного света зашкаливает S-метр).

Также генерировать помехи могут разнообразные адаптеры питающие китайские навигаторы, регистраторы и пр. Их при поиске источника помех стоит отключить от бортовой сети в первую очередь, поскольку они могут, как и ксенон, полностью убивать прием.

Дальнейшие действия по поиску обычно начинаются с того, что необходимо взять в руки портативную радиостанцию типа Alan 42 в режиме AM с подключенной антенной и питанием от аккумуляторов. И при помощи нее ищем источник помех тыкая антенной в разные блоки подкапотного и внутрисалонного пространства наблюдая при этом за характером шума и показаниями S-метра. Дальнейшие действия должны уже определяться тем, какой из узлов генерирует помеху. Универсальных рецептов (навесить везде ферритов или обернуть фольгой) тут нет, каждый случай требует отдельного рассмотрения. Увы.

Читайте также:  Ремонт передней подвески пежо 408 своими руками видео

Но и это еще не все, предположим, что разобравшись с помехами в собственном автомобиле и доведя до совершенства всю приемно-передающую аппаратуру и настраиваясь на вожделенный 15 канал мы опять не можем связаться на нужное нам расстояние, и тут стоит упомянуть о такой вещи, раздолбайство и эфирный мусор.

Да, да. Выше я уже писал, что подавляющее большинство тех, кто использует 15 канал не следят за своей аппаратурой, у них рация в паре с антенной свистит, шипит, кряхтит и бубнит, и мешает работе других корреспондентов, но это не самое главное. Гораздо важнее, понимание характера работы на Си-Би диапазоне. А диапазон этот не простой, в прямом смысле слова. Изначально этот участок диапазона был выделен гражданам на вторичной основе. Это означает, что на первичной основе он использовался для сброса различного радиочастотного мусора. Допустим, разрабатывается какая-то мощная медицинская или промышленная установка способная генерировать кроме полезного сигнала, какой-то дополнительный радиомусор, что, увы, неизбежно. Так вот цепи такой установки способные гадить в эфир настраивались как раз на частоты Си-Би диапазона. Ну, чтобы всяческие паразитные излучения не мешали работать другим службам, которые тоже используют эфир. А граждане они терпеливые, переживут. Зато бесплатно. Покупай радиостанцию, и пользуйся, без каких-либо лицензий. И вот как-то повлиять на наличие такой помехи мы просто не можем, остается только ждать, пока она не исчезнет, поскольку мы отъехали на достаточное расстояние от источника, или закроется прохождение (о нем подробнее ниже).

Стоит также напомнить о том, что Си-Би диапазон находится на верхнем участке коротких волн, где есть такое явление, как «дальнее прохождение». Это когда волны отражаются от ионосферы и способны вместо 10-15 километров преодолевать 700-2000км. Вот представьте себе, что работает где-то далеко, например, промышленная установка (о которой упомянуто выше). Открылось прохождение, и мы ее слышим. И не только ее, а всех кто одновременно использует выбранную нами частоту в зоне прохождения. Правда, здорово? Также стоит отдельно сказать именно о 15 канале. В последнее время, не смотря на то, что у нас в стране теперь официально разрешено только 40 каналов, не смотря на уменьшение доли радио такси в эфире, наиболее активным по части общения был и остается общий канал автомобилистов — 15 с амплитудной модуляцией. Все больше человек покупают и устанавливают себе радиостанции. Это, конечно не плохо, если бы не существовала еще одна прослойка в нашем обществе. Это торговцы, которые смекнули, что если народу в 15 канале много, то можно на этом хорошо заработать. Трассовые торгаши, не смотря на запреты и нарушения ставят мощные и эффективные базовые антенны с усилителями, рации с автоинформаторами и гонят в эфир рекламу. Мало того, что это затрудняет общение в канале, так при дальнем прохождении еще и сильно мешает. 15 канал и так чрезвычайно перегружен, а тут получается сущая вакханалия! Представьте, одновременно на куче дорог работает куча автоинформаторов, открылось прохождение (а открывается оно часто и обычно бессистемно, особенно летом), и мы слышим не только тех кто рядом, но и тех что за 1000км, и поскольку на 15 канале постоянно кто-то работает на передачу, мы эти сигналы благополучно примем. Причем бывает так, что дальнее прохождение полностью забивает местный прием.

Попробуем резюмировать, что все это значит для нас и почему же у нас часто нет связи на заветные 10 км?

Факторов, как мы уже поняли, несколько, во-первых, это недисциплинированные водители которые не следят за своим оборудованием, не грамотно пользуются шумоподавителями, не слышат, что канал занят кем-то и начинают включатся на передачу, перебивая друг друга. Поэтому в крупных городах в эфире настоящая «каша», на трассе с этим несколько получше. Другие водители, не желая слушать эту какофонию затягивают шумоподавитель и довольные едут, слыша только тех кто рядом. Докричаться до таких ребят крайне проблематично. Аналогичный эффект происходит когда открывается прохождение. Многие затягивают шумодвы, чтобы шум не напрягал, а то и вовсе отключают радиостанцию, включая только тогда, когда надо что-то спросить. Понятное дело, эти товарищи полностью из канала выпадают, докричаться до них и поговорить с ними абсолютно невозможно.

Описать это можно примерно так. Допустим, пришли Вы на панк рок концерт. 🙂 Музыка гремит, люди в зале орут, подпевают лохмачам на сцене. И тут вы видите своего приятеля Васю, с которым давно хотели поговорить. Вася стоит от Вас в 5 метрах, и Вы кричите ему «Привет Вася», а Вася Вас хоть Вас и видит, но совершенно не слышит, поскольку чтобы не оглохнуть от мощных гитарных запилов — затолкал себе в уши ваты (затянул шумоподавитель). Конечно, если Вы подойдете к нему близко и начнете кричать в ухо, он Вас услышит, и Вы даже сможете кое-как пообщаться, но на больших расстояниях Ваша затея обречена на провал. И с другой стороны, если убрать со сцены музыкантов, слемящихся и орущих панков из зала, то даже с ватой в ушах Вася Вас услышит, и вы сможете поговорить и с 5 и с 10 метров без особенных проблем, а если Вася вытащит вату из ушей, то еще дальше. Иными словами, общаться на рок концертах и в кузнечном цехе бывает достаточно сложно, помните об этом!

К чему это лирическое отступление? Если в 15 канале Вам не удается добиться качественной связи, попробуйте с каким-нибудь корреспондентом отойти в другой не перегруженный канал и проверить качество связи там. Попробуйте использовать разные типы модуляции, не только AM, еще и FM. И если в другом канале дальность связи будет значительно отличаться от таковой в 15 канале, значит, проблема кроется исключительно в эфире на который, как мы помним, повлиять совершенно невозможно, как невозможно по щелчку пальцев остановить ветер или выключить солнце.

Ясное дело, что полностью от помех Вам избавиться не удастся, таков уж этот диапазон – 11м, тут и прохождения и мусор от промышленных установок, но, тем не менее, имея эти знания, Вы самостоятельно сможете трезво оценить состояние своей аппаратуры, провести начальную диагностику и сделать правильные выводы.

Надеюсь, Вам это поможет. Дальних связей и чистого эфира. Если есть вопросы, задавайте в комментариях.

Источник

Антенна для рации своими руками

Избегайте своими руками делать антенны на рации для автомобилей по той простой причине, потом оборудование сложно настроить. Штатные устройства у основания содержат узел, напоминающий гайку, позволяющий водителю настроить прибор на используемую волну. Для ручных моделей дело обстоит иначе. Антенна для рации своими руками быть сделана может, однако для крупных предприятий, покупающих частоту, возникнут проблемы. Государственный комитет следит за проданным товаром, чтобы потребители избегали взаимных помех. Железные дороги не пересекаются с судоремонтными заводами. Иногда требуется промышленникам связь, каждый начнет оборудование улучшать, найдем ситуацию: абоненты услышат друг друга. Работая на разных предприятиях. Спросите ГКРЧ: дадут рекомендации, быть может, достаточно будет продемонстрировать специалистам в действии доработку для оценки влияния на соседние домены связи.

Читайте также:  Печь для топки углем своими руками

Связь и антенны раций

Неоднократно говорили: в обыденности чаще используются линейная, круговая поляризация, последняя – преимущественно на спутниках. Не исключение рации. Горизонтальную поляризацию забрало телевидение, оставив вертикальную радиовещанию… рациям. Логично. Когда держим рацию, антенна расположена вертикально. Виден сигнал, отраженный местностью, повернутый на фиксированный угол. Благодаря эффекту, туповатый военный демонстрирует “нарушение” законов физики… Идеальный прием ведется вертикально стоящей антенной. Не верите – делайте наоборот!

Прочитавшие обзоры про самодельные антенны, будут поражены, но не удивлены. Опять несимметричные четвертьволновые вибраторы, изготовленные из куска стандартного коаксиального кабеля. Поляризация, частоты, почему нечто должно меняться. Однажды сказали: телевизионную антенну из кабеля можно ставить вертикально, ловить радио, найдись таковое на нужной волне…

Родная антенна рации. Внутри набалдашника медная спираль, кончик которой крепится в районе вершины. У некоторых раций просто можно добраться до завитков, у прочих – проблема нерешаемая. Почему спираль?

Согласно курсу электродинамики распространения радиоволн, антенна излучает в направлении оси, волна будет поляризована кругом, согласно направлению завивки. Только если длина витка близка значением длине волны. Рассматриваемый контекст предполагает цифру полметра и выше, о близости забудьте.

Представление о диаграмме направленности дает программа MMANA. Доброжелатели любезно забили туда антенну рации (145 МГц), избегая менять параметры, посмотрели поле (открыв приложение):

По углу места с горизонтальной поляризацией образуется полукруг, с вертикальной – вдоль оси провал. Полезный сигнал вверх не излучается. Пусть человек с рацией заберется на дерево. И оба держат приборы вертикально, прием будет обусловлен только горизонтальной составляющей, а также отраженным сигналом. Вот какие антенны используют рации… Неудивительно, что любителей грызет желание изменить конструкцию. Посему используются спирали.

На деле — и на файле MMA — антенна состоит из спирали, немалую роль играет колпачок. Задумка ясна. В реальных условиях связь должна вестись по всем направлениям, четвертьволновый вибратор неспособен обеспечить заданные требования. Почему четверть. Полуволновой вибратор более длинный. Габариты имеют значение. Спирали начали вить не от полноценной жизни. Просто длинная антенна для рации слишком великая роскошь. Карман проткнет, рукой замучаешься держать, ветреная погода вырвет. Приходится идти на жертвы. Напомним, по вертикальной поляризации диаграмма направленности демонстрирует подобие тора, типично. Горизонтальная добавляет нечто вроде гантели (грубое приближение), формирующей недостающие углы, участки пространства. На прием и передачу диаграмма направленности одинакова.

Будем конструировать рации, убирая необычные свойства приема по всем направлениям. Энергия устремится в направлении тора. Дальность вещания возрастет. Если переоборудовать обе рации, получим дополнительный выигрыш ценой утраты окончательно приема (передачи) сверху-снизу. Напоминаем, диаграммы направленности на прием и передачу одинаковые (идентичны).

Увеличим дальность радиостанции, переделав антенну

Вывод очевиден: хотим увеличить дальность — видели диаграмму направленности заводской антенны — нужно мощность направить на вертикальную поляризацию, в тор. Как сделать, ясно, однако на горизонте маячит один вопрос – волновое сопротивление антенны рации. Знаете значение? Говорили, как померить! Если длина фидерной линии питания кратна половине длины волны, сопротивление антенны передается на выход без изменения. Эффект используем для измерения.

Используются различные приборы (ВЧ-генератор). Задумавшимся взять такой, скажем: гетеродин телевизора способен выдать похожую частоту, другое дело настроить. Поговорим отдельно. Понадобится высокочастотный вольтметр, обычный для целей измерения непригоден. Прибор измеряется напряжением ВЧ генератора в подвешенном состоянии, шкалу калибруют, чтобы показывала 100%. Собирают схему последовательно соединенных:

Подключают генератор к цепи, измеряют напряжение резистора. Крутят регулировку, пока начнет стрелка показывать 50%. Сопротивление переменного резистора становится равным волновому сопротивлению антенны. Необходимо брать неиндуктивное сопротивление (у которого отсутствует собственная индуктивность). Самодельная антенна рации по возможности должна повторять электрические параметры заводской. Волновое сопротивление берется близким исходному. Процесс измерения читателям понятен.

Выбор конструктора невелик: два глобальных семейства. Кабели волновым сопротивлением 50, 75 Ом. Первый применяются связью, второй – телевидением. Антенна портативной рации делается из того, который ближе номиналом измеренному значению. Четвертьволновый вибратор (лишенный спирали) обладает сопротивлением 35 Ом. Параметры покупной антенной предугадать сложно. Практикам проще изготовить две антенны для рации, используя кабель разного сорта. Затем каждую испытать на местности, оценивая характер изменений.

Изготовление антенны рации

Кратко напомним процесс изготовления антенны для рации. Рассматривали цифровое телевидение, WiFi, 3G. Аудитория портала ВашТехник знает, как сделать антенну для рации. Копируйте смело методики. Прежде нужно знать частоту. Точнее – лучше. Рации имеют несколько каналов, частоты прописаны паспортом. Выберите канал, задавая размеры антенны.

Пусть частота равна 435 МГц. Находим длину волны по школьной формуле, деля скорость света на указанную величину: 299792458 / 435000000 = 689 мм. Чтобы изготовить четвертьволновый вибратор, необходимо число поделить еще на 4, получим – 172,25. Длина антенны для рации составит 17 см. Постарайтесь точнее выдержать миллиметры. Экран можно не счищать. Будет приемной поверхностью, увеличится полоса. Руки чешутся – счистите, как кожуру, оплетку, диэлектрик вокруг главной жилы оставьте.

Старая антенна выпаивается, под новую готов хомут. Осталось заделать на место, наслаждайтесь связью. Антенна для рации своими руками сделана. Кстати, если нет желания снимать экран, запаяйте вместе с жилой в одну связку при монтаже на микросхему. Расширение диапазона считаете лишним – экран лучше снимите. Первый и второй варианты наделены достоинствами, цельный кабель прочнее. Лучше оставить как есть. Антенна для рации прослужит дольше. Позаботьтесь приклеить симпатичный колпачок-наконечник, чтобы медь перестала окисляться. Прощаемся ровно до следующего раза.

Копируйте заводские конструкции. Рации предприятий ломаются. Адаптеры остаются, приборы выбрасывают. Неоценимый шанс радиолюбителя проявить себя. Антенна покрыта резиной, легко обдираемой. Либо используйте аксессуар сломанного изделия. Процесс копирования напрямую не запрещен, исключая изделия, защищенные патентами. Дело касается промышленного выпуска продукции с целью сбыта, получения фиксированной прибыли за счет выполнения указанных действий.

Источник

Увеличение дальности радиосвязи

Не секрет, что всем, кому необходимы рации с большим радиусом действия, сталкиваются со множеством вопросов. Сегодня мы рассмотрим современные варианты решения задачи увеличения радиуса действия раций, которые будут интересны как радиолюбителям, так и профессионалам.

Основные способы увеличения дальности раций:

Установка более эффективных антенн.

Известно, что дальность связи напрямую зависит от условий прямой видимости. Если речь идёт об автомобильных рациях, антенны устанавливаются на самую высокую точку кузова. Если же мы говорим о базовых рациях, то для большей дальности используются мачты, учитывается высота крыши и близлежащих зданий, сооружений и рельефа местности. Для достижения максимальной дальности важно, чтобы антенна находилась на самой высокой и открытой точке.

Изменение частотного диапазона.

Если при работе в каком-либо диапазоне частот дальность связи недостаточна, можно рассмотреть смену этого диапазона на другой, длина волны которого оптимальна для использования в индивидуальных условиях. Обязательно необходимо учитывать рельеф, конструктив сооружений, местность использования. Заботясь о том, как увеличить дальность связи рации, не стоит забывать и о юридических особенностях использования радиочастот, так как для свободного общения гражданам выделены три диапазона: Си-Би, LPD и PMR. Сравнение частотных диапазонов на практике и их влияние на дальность описано в статье «Тест портативных раций в лесу».

Увеличение мощности и обновление оборудования.

Одним из факторов, влияющих на дальность, является выходная мощность передатчика. Чем она выше, тем больше дальность передачи. Однако, чтобы дальность увеличить в два раза, мощность необходимо увеличить в четыре раза и так далее в геометрической прогрессии. Для повышения дальности передачи можно выбрать рации с повышенной мощностью, либо использовать усилители. Ещё одним существенным фактором является чувствительность приёмника рации. Современные модели обладают отличной схемотехникой, и обновление раций на более современные с улучшенными показателями чувствительности приёмника также может обеспечить прирост в дальности работы раций.

Читайте также:  Колонки своими руками орто часть 2

Использование ретранслятора (репитера).

Рации, работающие в симплексном режиме в «прямом» канале, т.е. по схеме «абонент-абонент», существенно ограничены в дальности. Железобетонные перекрытия торговых комплексов и зданий, городская застройка, лес и холмы могут оказаться непреодолимой преградой для связи абонентов. Замена антенн, манипуляции с выходной мощностью и смена частотных диапазонов могут обеспечить прирост в зоне действия каждой носимой или мобильной рации, но не приведут к желаемым результатам и не превратит ваши средства связи в рации большой дальности при работе в прямом канале.

Многие задачи по увеличению зоны покрытия локальных объектов решаются с помощью приобретения дополнительного устройства – ретранслятора (репитера). Базовые возможности репитеров по увеличению дальности раций заключаются в использовании двух частот приёма и передачи. Портативная рация в этом случае работает в полудуплексном режиме с разносом частот приема и передачи. Она передаёт сигнал на одной частоте, её принимает чувствительная базовая антенна ретранслятора и одновременно передаёт усиленный сигнал с большей мощностью на другой частоте, которую принимают все остальные радиостанции. За счёт этого общий радиус действия раций может увеличиться в несколько раз.

Соединение раций по интернету или локальной сети.

Для наглядной демонстрации базовых принципов работы подобных систем рассмотрим пример.

Необходимо обеспечить радиосвязью с полным покрытием мобильные группы, патрулирующие участок шоссе длиной 300 км. С учётом рельефа местности и прочих особенностей, влияющих на распространение радиоволн выяснено, что один ретранслятор или базовая станция не способна покрыть столь протяжённую территорию. Для решения задачи необходима установка нескольких репитеров с возможностью коммуникации их между собой. Репитеры соединяются в IP-сеть, каждому репитеру соответствует своя частота приёма и передачи, каждому выделяется IP адрес. Комплекс АФУ, ретранслятор, сетевое устройство, источник питания и другое оборудование, устанавливаемое в каждой точке, принято называть «сайт». У каждого сайта есть своя индивидуальная зона покрытия. Исходя из особенностей места установки каждого сайта и радиуса его действия, рассчитывается общее необходимое количество сайтов по всей длине трассы.

Портативные или мобильные рации членов экипажа запрограммированы таким образом, что в режиме реального времени непрерывно осуществляют сканирование по всем частотам всех установленных репитеров, анализируют уровень сигнала и автоматически переключаются на работу с тем репитером, уровень сигнала которого наиболее сильный в каждом конкретном месте. Данную функцию в радиосвязи принято называть «роуминг», она позволяет осуществлять переключение между сайтами в автоматическом режиме без участия абонента, которому остаётся лишь нажать тангенту PTT в любой необходимый момент времени и осуществлять привычный радиообмен. Данный принцип работы хорошо знаком по тематике мобильной связи – именно подобные фундаментальные возможности обеспечивают нас удобной коммуникацией, где бы мы не находились.

Реализовать подобные сетевые решения позволяют уникальные российские устройства, не имеющие полнофункциональных аналогов в мире. Они позволяют превращать обычные радиостанции в портативные рации дальнего радиуса действия, связывать между собой как соседние этажи подземной парковки с толстыми железобетонными перекрытиями, так и отдалённые города и страны, позволяя с помощью раций практически любых стандартов – как самых простых аналоговых, так и цифровых, даже независимо от частотных диапазонов, осуществлять коммуникацию абонентов простым нажатием клавиши передачи.

Эти устройства носят название «шлюзы», технология, на основе которой они работают – RoIP – Radio over Internet Protocol. Их разработчиком является российский проект «Центр Новых Технологий». Сами шлюзы, представляя собой небольшую коробочку с индикаторами и разъёмами, имеет неограниченно гибкие возможности интеграции и настройки алгоритмов работы, которые открывают новые возможности пользователям любого уровня. Для подключения рации к шлюзу достаточно изготовить кабель, соединяющий аксессуарный разъём радиостанции с разъёмом на шлюзе.

К шлюзам могут быть подключены практически любые радиостанции и выполнять роль приёмника, передатчика или полноценного ретранслятора. Если рассматривать более совершенные модели, такие как ФР-106, то возможна их работа в телефонных системах в качестве компонента, существенно расширяющего возможности АТС. Модель нового поколения – контроллер ЦРК-1000 способен полнофункционально интегрироваться в цифровые системы стандарта APCO-P25, широко использующиеся в государственных службах обеспечения безопасности и правопорядка.

Рассмотрим ещё один пример увеличения дальности и реализации дополнительных возможностей с помощью сетевых технологий и шлюзов.

В большом торговом комплексе установлены ретрансляторы и развёрнута система цифровой связи. В связи со сменой организации, предоставляющей услуги клининга, был заключён контракт с новой компанией, которая уже снабжена парком аналоговых радиостанций, замена которых не планируется.

Перед руководством торгового комплекса и новой службой клининга встаёт задача обеспечения возможности коммуникаций между развёрнутой цифровой системой связи и аналоговыми рациями новых сотрудников клининга.

В действующую сеть интегрируется необходимое количество шлюзов, подключенных к аналоговым радиостанциям, которые размещаются совместно с установленными цифровыми репитерами. Аналоговые рации со шлюзами будут выполнять роль как приёмника, так и передатчика для обеспечения взаимодействия двух стандартов – аналога и цифры. Сигнал, принятый с аналоговых портативных раций сотрудников клининга на аналоговые рации, подключенные к шлюзам, будет передаваться по сети на цифровые ретрансляторы и транслироваться на цифровые рации других сотрудников торгового комплекса. Точно также будет происходить обратная трансляция цифрового стандарта в аналоговый, обеспечивая двустороннюю связь сотрудников клининга с другими действующими службами торгового комплекса. В итоге с помощью шлюзов мы решили задачу интеграции аналоговой связи в действующую цифровую систему.

Немаловажным аспектом работы шлюзов является диспетчеризация. Диспетчер находится на значительном удалении от групп абонентов, с которыми необходимо поддерживать связь. Например, место расположения дежурной части территориально удалено от групп быстрого реагирования, базирующихся в другой части города. В этом случае диспетчеру устанавливается специальный пульт управления и подключается к сети. В месте базирования мобильных групп устанавливается базовая станция с подключенным шлюзом ФР, который соединён по IP протоколу с пультом диспетчера. Таким образом диспетчер получает возможность не только осуществлять переговоры с мобильными группами через базовую станцию, расположенную в другой части города, но и удалённо переключать каналы рации, производить запись и сохранение всех происходящих в сети переговоров.

Как мы можем убедиться, вариантов применения сетевых решений на базе RoIP и шлюзов ФР неограниченное количество. Они способны решать большое количество задач, не зависят от частотных диапазонов, видов модуляции и стандартов связи, открывают дополнительные возможности диспетчеризации и удалённого управления.

В нескольких городах России на базе шлюзов ФР-101 построены системы радиолюбительской связи, которые работают вкупе с классическими ретрансляторами. Благодаря им, УКВ-радиолюбители могут общаться друг с другом на привычные портативные аналоговые рации с радиолюбителями из других городов не выходя из квартиры. Как известно, радиолюбители очень требовательны к качеству аппаратуры и передаваемому сигналу. Шлюзы ФР полностью удовлетворят самые взыскательные требования и обеспечат безупречную работу системы.

Построение цифровых и транкинговых систем связи.

Рассмотренные технологии позволяют индивидуально подобрать оборудование и решить вопрос о том, как увеличить дальность рации. Самыми доступными и эффективными являются использование ретрансляторов и сетевых устройств – IP шлюзов, позволяющий увеличить дальность рации как в прямой видимости, так и между неограниченно удалёнными друг от друга объектами. Современные технологии открывают новые возможности и обеспечивают доступные и эффективные решения для того, чтобы вы всегда были на связи со своими коллегами.

Источник

admin
Лайфхаки по дому и огороду