Канторез для горных лыж своими руками

Заточка кантов горных лыж

Когда точить кант

Как проверить остроту кантов горных лыж

Проверку можно провести визуально, осмотрев канты лыж. Увидели зазубрины — обслуживание канта неизбежно! Кроме того, кант можно проверить, поскоблив его поверхностью ногтя. Остаются царапины на ногте — кататься ещё можно. Самый простой способ понять, нуждаются ли канты в заточке — сравнить их с кантами новых горных лыж в спортивном магазине. Другой путь — экспериментальный. Заметили на склоне, что лыжи нормально не кантуются, не цепляются за склон, — пора навестить мастера.

Под какой угол точить кант

Также применяют и комбинирование двух вышеописанных способов, когда точат кант со стороны скользяка и боковой поверхности, достигая при этом угол режущей кромки канта в 90 градусов.

Для карвинга, как правило, точат кант под 87 градусов при катании по очень жёсткому снегу, 88 градусов по укатанному склону и 89 градусов по рыхлому снегу. Для универсального катания можно применить раскладку 88-89-89 градусов соответственно.

Где или как наточить канты

Самый простой способ справиться с этой задачей — отнести лыжи к хорошему мастеру, который профессионально выполнит заточку кантов на ваших горных лыжах. Как правило, ски-сервис вы найдете на любой горнолыжной базе или горнолыжном курорте. Кроме того, услуги по заточке кантов оказывают и в некоторых магазинах, торгующих горными лыжами. Просто спросите у продавца и вам наверняка пригласят из недр магазина мастера или же дадут его телефон для связи. Но, правда, этот способ платный и обойдется вам порядка 1000 рублей в среднем.

Лыжу необходимо зафиксировать в тисках базой вверх и закрепить ски-стоп резинкой, чтобы он нам не мешал. Для начала обработать поверхность канта напильником с мелкой насечкой, после чего абразивным бруском, удалить повреждения канта. Далее, выставляем на канторезе нужный нам угол заточки и проводим им аккуратно вдоль канта от носка к пятке лыжи. Здесь главное не переборщить и не сточить канты полностью! Всё хорошо в меру!

Видеоинструкция

Напоследок предлагаю посмотреть видеоинструкцию по самостоятельной заточке кантов. Правда, работа выполняется не при помощи кантореза, а специальными уголками и напильником.

Источник

Станок Reichmann – ремонт и обслуживание горных лыж

Однако привести свои лыжи в порядок своими руками не так сложно, как может показаться, когда смотришь на это леденящее душу зрелище. Для этого необходимо немного знаний, а также набор инструментов и материалы. А позже появятся и необходимые навыки.

Да, мы сами можем нанести нужную смазку в соответствии с погодой, заделать «пробоины» в скользящей поверхности и выполнить общее предсезонное ТО.

Опять же, кто не любит повозиться со своими лыжами, особенно в начале сезона! Мы холим их и лелеем как самые дорогие нашему сердцу штуковины.

Сегодня батискаф опускается на глубины, где от наших глаз спрятаны материалы и инструменты для ухода за лыжами. Чувствуете, как прохладный морской ветер приносит легкий запах горячего парафина? Если нет – купите капли, у вас явный насморк. Прочихайтесь и вдохните всю соль нашего необъятного горнолыжного океана!

В любом случае – по местам! Капитан уже в нетерпении кусает штурвал.

Итак, в статье расскажем о простейших манипуляциях с лыжами. Более сложный ремонт – сломанные крепления, вырванные канты – лучше проводить в специальных мастерских, которые, как правило, существуют при каждом приличном горнолыжно-бордерском прокате.

Зачем смазывать лыжи и точить канты?

Они ведь и так едут, верно? Конечно едут, но могут ехать лучше, причем намного. Все познается в сравнении.

Два самых важных фактора, которые помогают получить больше удовольствия от катания, – это острые канты и отлично скользящая нижняя поверхность лыж (в народе – «скользячка», «скользяк»). А чем суше скользящая поверхность, чем больше на ней царапин и чем тупее канты – тем хуже для нас.

Чтобы повернуть на запущенных лыжах, требуется гораздо больше усилий, чем для управления хорошо наточенными и смазанными лыжами. Не верите – не надо, но придет время – поймете, о чем мы говорили. Тогда оцените те удивительные ощущения скольжения и цепкости, которые присущи ухоженным лыжам!

Есть два варианта ухода за лыжами: вы или регулярно возите их в сервисную мастерскую и платите за ТО (техническое обслуживание), или единоразово тратите некоторое количество денег на мази и инструменты, а затем экономите свои кровно заработанные и самостоятельно приводите лыжи в порядок.

Первый вариант несложный и унылый. Второй – познавательный и делающий жизнь интереснее, о нем и пойдет речь ниже.

Ну, вот мы и подплыли к самому главному – этапам обслуживания своих лыж, которое состоит из 5 шагов:

Шаг 1: Подготовка и очистка лыж

Если лыжи давно не приводились в порядок или интенсивно эксплуатировались, может понадобиться отшлифовать скользящую поверхность на станке (для этого все же надо будет сходить в мастерскую). А уже затем начать работу над ними самостоятельно. Найдите дома стол, сойдет и офисный, ведь подписание договоров не важнее катания в горах, верно?

Для фиксации лыж на бытовом столе понадобится вот такой крепеж:

Крепление горных лыж на бытовом столе

Например, набор тисков марки «Токо» в магазине «Кант» стоит около 17 000 руб.

В идеале нужен специальный верстак с тисками, но его вы приобретете позже, когда осознаете всю радость персонального ухода за лыжами. Теперь поднимите ски-стопы, зафиксируйте их резинкой (как на картинке выше) и протрите лыжи, чтобы они были чистыми и сухими.

Сильно загрязненную поверхность протрите специальной тканью, например фиберленом – он не оставляет мешающего работе ворса.

Специальная ткань Fiberlene, не оставляющая ворса

ШАГ 2: Базовый ремонт

Самый простой способ заделать царапины на скользяке – использовать свечки из пластика P-Tex. Если вы будете заниматься этим регулярно, а в семье несколько пар лыж, лучше приобрести специальный термопистолет (правда, найти такой в России непросто).

Термопистолет для ремонта лыж и сноубордов

Если от случая к случаю – сойдет и закапывание глубоких царапин расплавленным пластиком.

Вот последовательность работы:

Важно: любой ремонт скользящей поверхности можно начинать только после того, как лыжи/сноуборд хорошо просушены.

Всегда используйте защитные перчатки при заточке кантов, чтобы не порезаться. Даже если вы видите голую руку на картинке ниже – это всего лишь рекламная фотография.

Заточка кантов горных лыж

Зажмите лыжи в тисках так, как показано на рисунке. С помощью специального напильника (файла) и направляющего уголка с зажимом или специального «кантореза» заточите канты плавными движениями по всей длине лыжи.

Используйте короткие, перекрывающиеся проходы файлом, постепенно удлиняя их. Очищайте файл от стружки при помощи металлической щетки после каждых нескольких движений.

Повторите эти действия на обоих кантах. Направление заточки не имеет значения. Не нажимайте слишком сильно, пусть острый файл сделает свою работу.

Для большей наглядности я нашел в Интернете информативное видео по заточке кантов в домашних условия. Кому интересно, смотрите (англ.).

Шаг 4: Чистка и смазка скользячки

Поверните лыжу в тисках так, чтобы скользящая поверхность была обращена вверх. Счистите старый парафин и грязь пластиковым скребком. Для лучшего результата примените «горячее соскабливание»: разогрейте парафин утюжком и выскоблите лыжи пластиковой циклей (в крайнем случае можно использовать коробку из-под компакт-диска), пока парафин еще теплый.

Если парафин сильно загрязнен, при помощи утюга нанесите слой «базового» парафина, а затем счистите его – так вы сможете лучше очистить скользячку.

Соскоблите старый парафин с лыж

Смазывать лыжи можно при помощи утюга или используя готовую смазку, которая наносится на холодные лыжи. Любой способ предотвращает высыхание скользящей поверхности, уменьшает трение и помогает снарядам скользить лучше.

Смазанные лыжи легче контролировать. Горячий парафин и утюг обеспечивают более качественную смазку, поскольку парафин глубже проникает в поры материала скользящей поверхности и держится дольше.

Нанесение парафина на скользящую поверхность с помощью утюга

Можно использовать и готовую смазку – она проста в применении, но не так долго защищает скользячку и обеспечивает хорошее скольжение. Такой вариант идеально подходит для быстрой смазки в полевых условиях, когда нет возможности использовать горячий метод.

Оба варианта смазки – и «под утюг», и «на холодную» – выпускаются в двух видах: для любой температуры снега (универсальная мазь) и для конкретных температурных условий (специальные смазки).

Универсальные варианты будут эффективно работать в большинстве случаев, но для узкого диапазона температур лучше использовать специальные смазки и парафины, они эффективнее универсальных. Результат – лыжи будут скользить быстрее, меньше тратим сил.

Чем чаще обрабатывать лыжи горячим способом, тем лучше скользящая поверхность будет впитывать смазку. Так что в идеале нужно включать утюг после каждого катания. Неслучайно спортсмены смазывают лыжи перед каждой тренировкой, не говоря о соревнованиях.

Читайте также:  Необычная осенняя поделка своими руками для конкурса

Ну а не спортсменам лучше применять горячий способ перед поездкой в горы, а после каждого катания смазывать при помощи универсальной смазки, предназначенной для нанесения холодным способом.

Шаг 5: Полировка скользящей поверхности

После того как вы закончили обработку своих лыж, дайте им остыть до комнатной температуры.

Используя острый пластмассовый скребок, удалите все излишки парафина. Того, что останется в порах материала, вполне достаточно для отличного скольжения лыж.

Затем при помощи щетки из конского волоса или нейлона как следует отполируйте скользяк движениями от носка к пятке лыжи с сильным нажимом.

Всплываем!

Ремонтные свечки для лыж Toko

Итак, теперь мы знаем, как ухаживать за нашими лыжами (и бордами) – как точить канты, ремонтировать и смазывать скользящую поверхность. В конце приведем список того, что вам понадобится для работы дома:

Производители материалов и инструментов для ухода за горными лыжами:

Все производители достойные, к тому же сайты всех трех переведены на русский язык. Кликнув по ссылкам, найдете массу полезной информации: какие еще инструменты бывают, где их можно купить, сколько стоят.

В очередной раз получил удовольствие от того, что написал эту работу. Надеюсь, что она будет полезна вам. Оставляйте комментарии, просьбы и жалобы, я буду рад ответить на любой вопрос. Спасибо моим друзьям, которые восполняли пробелы в моем опыте и знаниях.

Всплываем…, нет, одну секунду…

Если статья была полезной, а батискаф пришелся по душе, тогда подпишитесь на новые статьи и получайте горнолыжную пользу прямо на почту (никакого спама!).

Источник

Самодельный резак для снятия оберканта


Популярное сообщение!

Посмотрел как красиво и легко можно снять обер кант специальным резаком фирмы SWIX, потом посмотрел на цену, и как то немного расстроился. Решил сделать сам. Взял кусок бука (подойдет любое дерево твердых пород, а также гетинакс, два подшипника, сменную твердосплавную пластину для резцов токарного станка (продается в любом магазине инструментов 60 рублей), и какой то болт более менее подходящий по размеру. Заготовка из бука выпиливается лобзиком, обтачивается и шлифуется, важно что бы рабочая сторона была ровная. Размечаются места крепления подшипников и держателя резака. Регулируется резак. Работы на пол дня, а удовольствия от результата на всю жизнь, пока канты точишь!

Прикрепленные изображения

Завтра будем с другом изобретать нормальный канторез!

Это не я. но мысль интересная.

Восхищаюсь энтузиазмом Самоделкиных, иной раз сам этим болею.

Поскольку являюсь счастливым обладателем оригинала, позвольте несколько замечаний.

1 Необходима точная регулировка ножа по высоте над опорной плоскостью. Иначе не срезать титанал под кантом

Ваш изделие легко можно доработать. Вот фотки где виден оригинальный конструктив.

PS Долгое время обходился без этого инструмента, использовал пилу под меньшим углом. После покупки осознал как я был не прав. Пользоваться очень удобно и приятно.

Прикрепленные изображения

Восхищаюсь энтузиазмом Самоделкиных, иной раз сам этим болею.

Поскольку являюсь счастливым обладателем оригинала, позвольте несколько замечаний.

1 Необходима точная регулировка ножа по высоте над опорной плоскостью. Иначе не срезать титанал под кантом

Ваш изделие легко можно доработать. Вот фотки где виден оригинальный конструктив.

PS Долгое время обходился без этого инструмента, использовал пилу под меньшим углом. После покупки осознал как я был не прав. Пользоваться очень удобно и приятно.

. Поскольку являюсь счастливым обладателем оригинала, позвольте несколько замечаний.

1 Необходима точная регулировка ножа по высоте над опорной плоскостью. Иначе не срезать титанал под кантом

Интересно, а как в оригинальном свиксовском оверканторезе глубина резания регулируется?

А Вы каким ножом чаще работаете круглым или квадратным, читал где то что эти формы для кэпа и сандвича?

Интересно, а как в оригинальном свиксовском оверканторезе глубина резания регулируется?

В своем посте я говорил о регулировке высоты ножа над опорной плоскостью инструмента.. Регулируется черенькой крутилкой.

В своем посте я говорил о регулировке высоты ножа над опорной плоскостью инструмента.. Регулируется черенькой крутилкой.

Если смотреть в сторону серийно производимых девайсов, то из относительно недорогих рассматриваемому Свиксу я бы предпочёл что-то типа этого:

В том-то и дело, что в таком оверканторезе реально глубина резания не контролируется никак, и это его огромный минус.

Источник

Как самому подготовить лыжи к соревнованиям и тренировкам

Итак, если руки у Вас растут из хотя бы примерно правильного места, начнем.

Берем лыжу и сначала внимательно ее осматриваем. При сильно «забитых» кантах потребуется предварительная шлифовка со стороны скользящей поверхности. Проще всего это делать так. Зажав лыжу в тиски скользящей поверхностью вверх, берем напильник средней «грубости», и, прислонив его к поверхности лыжи, выдерживая угол с осью лыжи около 45 градусов, длинными движениями шлифуем как бы поверхность лыжи, но на самом деле, за счет прогиба напильника, шлифоваться будут канты.

Тут надо не переборщить с прогибом напильника, иначе завалим кант со стороны скользящей поверхности не на допустимые (хотя и вовсе не обязательные) 0,5- 1 град., а больше, что отрицательно скажется на способности лыжи держать на льду. Надо понимать, что чем мягче (тоньше) напильник, тем меньше и ближе к краям лыжи надо на него давить. Косвенным показателем правильности усилия и места его приложения является равномерное снятие металла по всей ширине канта и слегка задетая скользящая поверхность. Если видно, что сначала явно заблестели лишь самые кромки кантов, значит, Вы передавливаете напильник, и либо надо слабее давить, либо руки поближе сдвинуть, либо напильник возьмите пожестче.

Процесс можно считать законченным, когда оба канта блестят по всей ширине, на них практически нет заусенцев и даже царапин. Вообще эта операция нужна не всегда, но при сильно забитых кантах позволяет сэкономить канты для последующих заточек с традиционной, торцевой стороны. Тут надо сказать, что существуют специальные приспособления для заточки под 0,5 и 1 градус, но все приспособления не купишь, да и не надо. У меня есть два таких, но точу по плоскости без них, описанным выше способом.

Затем, дав лыже слегка остыть, снимаем все лишнее при помощи хорошо заточенной пластиковой цикли.

Теперь переходим к торцевой заточке кантов. Для этого зажимаем лыжу в тиски «на ребро».

Это КРАЙНЕ важно, потому что без этого Вы будете точить кант первым зубом напильника и тут же тупить его пяткой инструмента. Убедиться в правильности прогиба напильника можно, прислонив уже готовый инструмент из уголка и напильника к канту как бы для работы и покачать в продольном направлении.

ВАЖНО. Инструмент прижимать не только к торцу канта, но и к скользящей поверхности лыжи, иначе, во-первых, не выдержишь угол, а во-вторых, инструмент может соскочить, и тогда… СЕНЯ, БЕРЕГИ РУКУ. Советую по крайней мере на первых порах работать в перчатке. Если инструмент соскакивает, особенно в конце процесса, последствия для Ваших конечностей и кожи, поверьте, превзойдут все ожидания.

По мере работы периодически проверяйте остроту канта и, достигнув оной, прекратите точить, как бы не увлек процесс, иначе кантов на следующую заточку уже не хватит. Проверять можно пальцами или ногтем, должно «хватать» по всей длине канта. Не забывайте периодически тряпкой снимать стружку с плоскости лыжи, а также вынимать опилки из пространства между уголком и напильником. Не забывайте также чистить поверхность уголка, скользящую по скользящей поверхности лыжи, иначе поцарапаете ее. Начинать эту операцию было бы хорошо со снятия т.н. оберканта (такой выступ над кантом из алюминия и пластика или стеклопластика) специальным инструментом, но где его взять? Его можно заменить огрызком «пилы», прикрепленным, как и напильник, прищепкой к уголку через дополнительную прокладку так, чтобы получился заведомо более острый угол.

При заточке пилой кантов, имеющих сильные задиры и выбоины от камней, пила может не взять упрочненный от удара металл и начнет прыгать на поврежденных местах. В этом случае надо удалить повреждения локально при помощи самого мелкого напильника или наждачного камня, после чего можно продолжить заточку пилой.

Затем, не стесняясь, размазываем, вплавляем мазь по всей поверхности, чтобы не осталось сухих мест. Делать это надо решительно и БЫСТРО.

Другие статьи автора на сайте:

Источник

Домашний SKIсервис

Автор: Владислав Назаров

Опубликовано с согласия автора (спасибо!), оригинал статьи здесь.

Часто, на профильных ресурсах люди задают вопросы о том, как правильно подготовить лыжи, поточить канты, нанести парафин.

Я решил написать этот текст потому, что сам в определенный период столкнулся со всеми этими вопросами. Казалось бы, посмотрел видео из интернета и все стало понятно. Однако, это не совсем так. Все видео, которые мне довелось посмотреть, как правило показывают, как легко мастер выполняет то или иное действие, не останавливаясь на трудностях и подводных камнях, которые таки присутствуют в процессе. Человек покупает какой-то инструмент из рекламы, пробует, у него не получается или ему только кажется, что получается. Так было и со мной. Некое умение и понимание процесса появилось чуть позже в ходе собственных попыток, а также благодаря общению с людьми, которые любят и умеют. Этим я и хочу поделиться.

Владислав Назаров

Пару слов о себе, чтобы понять, стоит ли все это читать. Я не являюсь профессиональным сервисменом, занимаюсь обслуживанием семейной конюшни. Семья состоит из четырех человек. Все катаются. Дети кроме того гоняются в г/л секции, то есть лыж в конюшне не одна пара. Основная работа по обслуживанию лыж пацанов, потому как они катаются в основном по льду и им видите-ли надо постоянно острые канты. Наши с женой дрова обслуживаются по остаточному принципу.

Читайте также:  Оформление клумб в доу своими руками фото

Нужно ли вам все это.

Прежде чем бежать в магазин и покупать свой первый канторез, постараемся ответить на два вопроса.

Дело в том, что для самостоятельного осуществления процесса, вам понадобится не один универсальный инструмент, а целый чемодан, и это не главное. По моему мнению, главное — наличие рабочего места. Попытки осуществить подготовку лыж на коленке, конечно, имеют право на существование, но их вряд ли следует признать удачными (я пробовал, вообще все мои утверждения проверены собственным опытом, и представляют из себя исключительно мое мнение, с коим уважаемый читатель может совершенно не считаться). Приобретение инструмента и создание рабочего места требует определенных усилий и финансовых затрат. Вот эти затраты и надо соизмерить с вашей потребностью в сервисе.

Вы катаетесь от случая к случаю дома, недельку в горах, через пару лет покупаете другие лыжи, не потому что старые умерли, а потому что хочется другие. Думаю, вам стоит раз в год отдать лыжи профессионалу и не заниматься этими глупостями.

Вы маньяк-фрирайдер катаетесь в горах, в том числе и по камням, домашний сервис тоже вряд ли вас спасет. Идем в профессиональный сервис, когда состояние лыж станет уж совсем неприличным.
Напротив, если вы начинающий спортсмен или страстный любитель, и ваша религия требует каждый спуск острых как бритва кантов и гладкой поверхности — в сервис устанешь ходить. Кроме того, не всякий сервис сможет реализовать ваши требования по заточке и смазке. Опять же, сегодня в восемь вечера закончилась тренировка, а завтра к восьми утра надо подготовленные лыжи. Вам хочешь не хочешь придется овладевать… Я уж не говорю про действующих спортсменов, и родителей юных спортсменов, чтоб они были здоровы.

Ну и, если просто хочется попробовать — все целесообразности, естественно, не в счет.

Чем хорош и плох профессиональный сервис?

Плох он тем, что если мастер не ваш друг, ваши лыжи для него не представляют абсолютно никакой ценности. Обслуживание лыж должно занимать у него минимальное время и требовать минимальных трудозатрат. Все это не способствует долговечности лыж.

Основной ресурс горных лыж, это ширина кантов. При каждой заточке этот ресурс расходуется. Профессионал не склонен этот ресурс беречь. Так что, если вы, к примеру, решите готовить лыжи к каждым соревнованиям, и тренировкам ребенка в сервисе, вам точно понадобится больше одной пары в сезон. Это касается как машинной, так и ручной заточки. Точить руками тоже по-разному можно.

Хорош сервис наличием оборудования, которого дома не будет. Поэтому, такие работы как ремонт, шлифовка скользящей поверхности, штайншлифт, склейка всевозможных расслоений, все равно придется доверить профессионалам. Видимо, кто-то способен выполнить эти работы дома, но на мой взгляд по сравнению со стандартным ручным сервисом, необходимость в них редка, и затраты на оборудование для таких работ будут уж совсем не целесообразными.

На этом закончу со вступлением, начнем процесс.

Рабочее место. Верстак, к которому можно прикрутить тиски. Можно обойтись складным лыжным верстаком, но это менее удобно. Хорошее освещение и электричество. Желательно чтобы не на проходном месте. Будет много грязи и металлической стружки, она хоть и мелкая, но иногда любит впиться в босые ноги. Пылесос рядом — хорошо. Гараж в частном доме – мечта, гараж во дворе – тоже ничего, но там, скорее всего, холодно, и потребуется куча моральных сил, чтобы пойти туда после работы с мягкого, теплого дивана. Гараж в конце географии – вообще не вариант.

Я решил проблему рабочего места оккупировав балкон. Освободил, застеклил, утеплил, провел стационарный свет, электричество, теплый пол (на всякий случай). В качестве подоконника установил толстую широкую доску. До этого мучился, прикручивая тиски к станине от швейной машинки Zinger. Все бы ничего, но поскольку стояла она на проходе, работы можно было выполнять только после общего отбоя, и каждый раз тщательно убирать мусор.

Минимальный набор инструментов, в порядке убывания необходимости:

1. Струбцины для крепления лыж на ребро и скользяком вверх

2. Ветошь, жидкость для снятия мази
3. Уголок на нужный угол

4. Набор напильников

5. Набор алмазных файлов
6. Оберканторез

7. Пластиковая цикля

8. Щетка (комбинированная бронза-синтетика)
9. Оправки для заточки с базы на нужный угол (на фото вместе с уголками)
10. Стальная цикля

Коротко прокомментирую набор:

1. Специальные лыжные струбцины, в принципе, могут быть заменены парой обычных слесарных тисков, которые все равно валяются в сарае и остались в наследство от прадедушки. Но учитывая то, сколько раз вам придется их открутить и закрутить, ставя лыжи одним ребром, другим ребром, поверхностью, лыж две, пар N… Короче рекомендую сразу разориться на лыжные струбцины.

2. Брендовая жидкость для снятия мази хорошо пахнет, но дорога. Я пользуюсь увайтспиритом, но только берите импортный, он менее вонюч. Домочадцы терпят.

3. Я сразу рекомендую пользоваться уголком, с фиксированным углом. Во-первых, к нему подходит любой напильник и алмазный файл, в отличие от кантореза. Во-вторых, опорная площадка кантореза может содержать всевозможные ролики. У меня на фото пример такой неудачной конструкции- канторез с роликами. Это зло. Если канторез, то с опорной площадкой без вращающихся деталей, максимальной площади. В-третьих, никогда нет полной уверенности на какой угол вы отрегулировали канторез той крутилкой. Уголок имеет фиксированный угол, и есть надежда что на большом заводе был правильный фрезеровщик. Напильник к уголку крепится специальной прищепкой, существуют более сложные устройства с винтовым прижимом напильника. Если сможете приобрести такое – хорошо.

4. Напильники. Грубый с дуговыми насечками, и напильник средней крупности расходуются не слишком быстро, лучше приобрести в лыжном магазине. Мелкий напильник – попробуйте купить в фирменном магазине Stihl (плоский напильник для правки пильных цепей). Он существенно дешевле лыжного.

5. Алмазные файлы – это не только для высших достижений. В процессе заточки образуются заусенцы, а в процессе катания, от ударов кантов друг об друга, образуются «закаленные», уплотненные области, которые без абразива не убрать. Обычный напильник будет просто проскальзывать на этих закаленных местах. Это, кстати, один из подводных камней, о которых я выше упоминал.

7. Пластиковая цикля для снятия излишков нового парафина и остатков старой смазки и грязи перед сервисом и в его конце.

8. Щетка применяется после цикли для тех же целей. Я долгое время использую бронзовую щетку с голубой синтетической опушкой по периметру. Существует разные- другие, стальные, полностью синтетические разной жесткости, натуральные. Существуют роторные насадки на шуруповерт, но, по моему мнению, для домашнего сервиса достаточно одной обычной. У меня две, но второй я почти не пользуюсь. И по моим наблюдениям, одной щетки хватит навсегда, так что это не самый затратный инструмент.

Стандартный набор процедур при подготовке лыж:

Стадию 8 и 9 любители могут пропустить, а спортсмены отложить до предстартовой подготовки.

1. Зачем нужна очистка? На поверхности присутствуют остатки смазки и грязи. Как только мы начнем возить по поверхности наш инструмент, эта грязь станет прилипать к опорной площадке инструмента, в какой-то момент к этому прилипнет стружка и следующим движением мы поцарапаем поверхность, что всегда досадно.

2. Во время катания, кроме равномерного скругления кантов, на них появляются точечные дефекты, от ударов лыжи об лыжу, наезда на мелкие и не очень камушки, да мало ли от чего. Эти дефекты представляют из себя небольшие вмятины на ребре канта, а также сопровождающие их выступы на гранях канта (напомню, что ребро — это остриё, а грань- это плоскость).

Хуже того, металл в области этих дефектов волшебным образом приобретает повышенную прочность, по сравнению с остальным кантом. Если сразу начать работать по канту напильником, зубцы напильника подскакивают на этих дефектах, образуя зазубрины или волнистую поверхность на грани канта, которая в свою очередь уплотняется(зализывается) напильником, и он начинает просто проскальзывать в этих местах не срезая металл. Новичок может подумать, что у него затупился напильник, и надо срочно покупать новый. На самом деле нужно просто пройти крупным алмазом, и устранить эти поверхностные области уплотненного металла. Абразивный инструмент справляется с этой задачей. Возможно профи над всем этим посмеются, они привыкли снять кант на станке не дрогнувшей рукой. Но для меня, на начальном этапе, то, о чем я пишу представляло не преодолимую трудность.

3. Оберкант так же мешает заточке. Вроде бы он изготовлен из более мягкого материала, чем кант, но материал этот, в отличие от канта, более вязкий, не срезается мелким напильником, а как бы просто проминается. В результате, напильник повисает на пластике оберканта и перестает срезать кант. Это приводит опять же к эффекту проскальзывания инструмента, и подозрениям в необходимости его замены. Но стоит срезать оберкант, и о чудо. Напильник опять становится острым. Ни в коем случае не пытайтесь решить проблему проскальзывания напильника увеличением нажима. Вы перекосите инструмент и угол заточки станет тупее(больше).

Читайте также:  Ремонт перфоратора кресс 600 своими руками

До тех пор, пока скругление ребра не срезано, напильник похрустывает-похрюкивает при движении по канту, натыкаясь на дефекты и срезая само скругление. Поверхностный слой металла на этом скруглении, уплотнен так же, как и на микродефектах, о которых говорилось выше.

Вот напильник и мучается. Может вам даже удастся наблюдать длинную продольную стружку, не такую как обычно из-под напильника. Это как раз отделилась скорлупка плотного металла от скругления на ребре канта. Такое редко, но случается. После этого напильник начнет приятно посвистывать при движении, врезаясь в «здоровое» тело канта без всякого нажима на него. Тут главное вовремя остановиться.

При этом в сторону скользящей поверхности будет торчать заусенец, который образовался при работе напильника по боковой грани.

5. Кант будет казаться очень острым, и об него очень легко порезаться. Некоторые, это «легко порезаться» воспринимают как хорошо заточенные канты. Между тем это не так. Этот заусенчик при катании очень быстро обломается, оставив на ребре канта сколы, и кант опять станет круглым. Поэтому нужно этот заусенчик убрать. Беда в том, что когда мы снимаем заусенчик с нижней грани канта, он вырастает на боковой, и наоборот. Решается эта проблема последовательным снижением грубости инструмента и размеров зерна абразива. Сначала средний напильник, в конце самый мелкий, потом крупный алмаз снизу, с боку, потом средний алмаз, снизу, сбоку, потом мелкий алмаз снизу сбоку… Есть еще какие-то тонкие абразивы в резине, но я ограничиваюсь средним алмазом. На мой взгляд дальше уже совсем высокое искусство. Но совсем игнорировать снятие заусенца не стоит. Закончим заточку пройдя длинными движениями алмазом сбоку лыжи по направлению катания
После доводки алмазом лыжи уже не так режут пальцы, как до нее, и это хорошо.
Еще одна тайна, как оценить качество заточки. Привычное всем движение, когда об кант пытаются срезать ноготь, не очень информативно. Срезать ноготь может и тупой кант. Правильно — положить на кант плоскость ногтя, ту что девочки красят лаком, почти без усилия, просто прикоснуться. После этого попробовать подвигать ноготь туда-сюда поперек канта. Острый кант врезается и не дает ногтю двигаться. Скругленный нет. Только перед этим тестом нужно обязательно пройтись алмазом, чтобы не принять за острый кант заусенец, о котором говорилось выше.

6. После окончания заточки, даже если вы постоянно смахивали-сдували стружку, поверхность нашей лыжи будет слегка покрыта блестящим металлическим налетом, и кое где в поверхность вопьются мелкие металлические частицы. Все это надо почистить, циклей, щеткой, ветошью смоченной жидкостью для очистки. Вытереть насухо, и приступить к смазке.

Смазка лыж у спортсменов- это танцы с бубнами. Кроме того, что существует бесконечное количество сочетаний брендов, типов, температур смазки и рецептов ее нанесения и снятия, еще идут бесконечные споры о том, впитывает ли скользяк парафин или нет. Ходят слухи, что для насыщения скользящей поверхности парафином, ее надо многократно заплавить – сциклить. Кроме того, существует мнение что парафин после горячего нанесения должен очень долго остывать, и для этого придумывают всевозможные одеяла или боксы, поддерживающие высокую температуру. Честно говоря, я к этому отношусь скептически. Бесспорно одно, в процессе катания осуществляется воздействие на скользящую поверхность структур покрытия склона, которые своего рода абразив. В результате глянцевая поверхность подготовленной лыжи становится сначала белесо-матовой, а затем, в запущенных случаях, вообще «волосатой». Это говорит о том, что на поверхности развивается шероховатость-пористость. Скольжение лыж ухудшается настолько, что это может почувствовать лыжник любого, самого начального уровня. В особо «хорошую» погоду, на лыжи просто налипает слой снега, который еще и не просто отодрать. Вот такую шероховатость поверхности и надо заполнить парафином. Можно просто намазать и растереть, как это делали в старину с обычными равнинными лыжами. Но горячий способ, позволяет осуществить смачивание поверхности расплавленным парафином, и как следствие, лучшее сцепление смазки с поверхностью.

7. Делается это очень просто, на мой взгляд. Берем утюг в одну руку, брусочек парафина в другую, упираем парафин в подошву утюга и проводим над лыжей. Следим чтобы парафин равномерно капал на поверхность. После этого быстро проводим утюгом по лыже, чтобы капельки расплавились и растеклись в лужицы. Дальше, насколько раз более медленно проводим утюгом по лыже от носка к пятке. Вот и все. Но есть нюансы. Температура утюга, сколько капать, и как гладить.

С температурой все просто, если у вас фирменная смазка, а не свечка (свечка, кстати, тоже вариант, если совсем ничего нет и вы не собираетесь выиграть первенство горы-мира). Так вот, мазь как правило продается в коробочке, на которой нарисован утюг и рядом написана температура. Вот эту температуру и надо выставить на утюге. Дождаться пока лампочка нагрева погаснет и снова загорится. В этот момент все переходные процессы в утюге скорее всего пройдут, и его температура будет не больше нужной.

Сколько капать определяется опытным путем. Излишек смазки не повредит лыже, но повредит кошельку. Недостаток смазки порадует кошелек, но может повредить лыжу, вследствие прижигания сухой лыжи утюгом. Баланс достигается опытным путем, распределенная смазка должна покрывать всю поверхность включая канты, но не стекать ручьями с края лыжи, ну может слегка капать. Смазку после затвердевания хорошо видно, как матовый налет, а ее отсутствие, как более глянцевые «плешки». Особое внимание уделите областям вдоль кантов, это самая нагруженная часть поверхности лыжи.

Ну и как гладить. Утюг нужно вести равномерно без остановок, следя за тем чтобы после его прохода на лыже оставался след расплавленного парафина, ну сантиметров 20. Если вы провели утюгом, и расплавленный след остался на долго, значит вы перегрели лыжу, и надо вести утюг быстрее, и наоборот, если расплавленного следа нет совсем. Начните эксперименты с парафина на теплую погоду. Смазка на холод более тугоплавкая, и наносить ее сложнее с непривычки.

8. После того как парафин остынет, нужно сциклить его пластиковым скребком. От себя, от носка к пятке. Сциклить нужно максимальное количество парафина.

9. Берем щетку одной рукой, прижимаем сверху второй, и интенсивно трем поверхность движениями от носка к пятке. Периодически «лохматим» щетку, ну хоть циклей, чтобы стряхнуть с нее парафин. Следите чтобы руки не соскользнули на свеже-заточенный кант. Кровищи будет…

Ура. Поверхность стала гладкой и блестящей, даже спрятались микроцарапинки, и вы готовы к спортивным подвигам.

Можно поискать в интернете информацию про углы заточки кантов определенных видов лыж. Думаю, что не буду сильно не прав если назову следующие цифры:

Лыжи для спец. Слалома SL c грани 86-87 с базы 0.5град.
Лыжи для слалома гиганта GS с грани 87-88 с базы 0.5-1град.
Супергигант SG и скоростной спуск DH «простыми смертными» используются крайне редко, а непростые и так знают чего-куда точить.
Все остальные лыжи с грани 88-90 с базы сколько есть (уж извините)
Лыжи для езды по рейлам, боксам, тьюбам и пр. — отдельная тема совсем, я слышал канты на них специально закругляют

Тема не до конца понятная не только любителям, но как мне кажется, и некоторым профессионалам сервиса.

В заключении, хотел бы сказать пару слов об использовании высоко фтористых парафинов и прочих дорогостоящих мазей, и ускорителей. Это касается в основном родителей юных спортсменов.

Дело в том, что я тоже прошел этот путь и играл в эти игры с сотыми долями, вернее играл юный спортсмен, а я изо всех сил пытался ему помочь. Понятное дело, хочется подготовить лыжи ребенку максимально хорошо. Приходилось наблюдать соревнования, в которых времена нескольких первых спортсменов умещались в 5 соток, и хорошее скольжение могло помочь спортсмену опередить соперника. Однако, какой выигрыш дает дорогущая мазь на коротких детских дистанциях, непонятно совершенно. Но очевидно, что этот выигрыш пренебрежимо мал, по сравнению с проигрышем от ошибок прохождения трассы юными спортсменами. Кроме того, без большого опыта, применение фтористых ускорителей не всегда идет на пользу. Я сильно охладел к этой гонке вооружений после того как провел эксперимент. Взял у ребенка после соревнований его подготовленные лыжи (в тот момент ребенок уже подрос и его лыжи подходили и мне), заметил точку старта на пологом выкате и точку где лыжи остановились. Потом нанес ускоритель по погоде и проделал то же самое. К моему удивлению лыжи с ускорителем не доехали пару метров до места финиша тех же лыж без ускорителя. Остатки той таблетки до сих пор без дела валяются в моем чемодане. Возможно, этот ускоритель и хорош, но моего опыта оказалось явно недостаточно для его правильного применения. Вернее, опыта не было совсем, была только информация производителя, а опыт показал, что лучше этим средством не пользоваться. Из всего сказанного, вытекает мой совет, не тратьте понапрасну безумные деньги на мази. Думаю, это имеет смысл только если ребенок реально претендует на первое место в гонке. И то чисто психологический.

Владислав Назаров

Источник

admin
Лайфхаки по дому и огороду
Adblock
detector