Карбюратор солекс 21073 ремонт своими руками

Лада 4×4 3D Танчик › Бортжурнал › Переборка и чистка карбюратора (Солекс)

22.11.15
Наступили холода, почти зима уже, и расход топлива при езде по городу увеличился до 16-17 литров на 100 км. Меня это очень сильно напрягает. Если с расходом 12-13 л/ 100 км ещё можно смириться, то это уже «ни в какие ворота». Понятно, что большой расход топлива — это комплексная проблема, но — компрессия в норме, зажигание вроде тоже в норме (нужно проверить все таки), свечи меняны недавно (нагар на них светло-коричневый), тормоза не клинят… В общем ничего не понятно) Будем искать… Начнем с карбюратора, его пора «отревизировать», в эти выходные решил им плотно заняться.
Накануне посмотрел на Ютубе несколько видероликов по карбюраторам от Светлова. Хоть они там и воюют меж собой, эти карбюраторщики, мне показалось, что Светлов грамотно и обоснованно всё делает и говорит. Решил по его рекомендациям делать.

Первым делом прикупил аэрозольный очиститель карбюратора, взял самый дешёвый:

Купил пару ремкомлектов для карбюратора, а также дополнительно поплавок, мембрану экономайзера мощностных режимов и на всякий случай флажок ускорительного насоса №4:

Итого на расходники для ремонта потратил около 700 рублей.

Вот наш пациент, пока ещё не снят с двигателя:

Немного почистил снаружи и снял карбюратор:

Снял верхнюю крышку:

Вид снизу, немного уже почистил:

Заменил мембрану пускового устройства:

Заменил игольчатый клапан:

Сделал доработку от засорения. А именно — в крышке над поплавковыми камерами есть два дренажных отверстия диаметром 5-6 мм. Обычно соринки и грязь попадают в карбюратор именно через эти отверстия. Я установил в эти отверстия жиклеры (нашел у себя в гараже ненужные, от какого-то волговского карбюратора). Жиклеры оказались диаметром чуть меньше, чем отверстие и болтались (не держались в отверстиях), поэтому с обратной стороны я закрутил на них гайки М5, они отлично подошли к резьбе жиклеров:

Теперь, надеюсь проблем с засорением не будет, ну или почти не будет.
Поставил новую прокладку крышки и новый поплавок (поплавки), также заменил сеточку во входном патрубке.

Далее я в процессе что-то увлёкся и вспомнил только когда уже собрал карбюратор:

Сейчас закончим с фотками и я подробно по порядку опишу, что в итоге сделано.
Нижнюю прокладку между карбюратором и впускным коллектором не менял, оставил старую, т.к. не удалось купить новую. Поставил карбюратор:

Машинка завелась с «полтычка». Теперь нужно настроить ХХ.

23.11.15
Выехал из гаража, развернулся, заехал обратно и встал таким образом, чтобы выхлопная труба торчала на улицу. Ворота оставил открытыми. Когда двигатель прогрелся, отрегулировал холостой ход. Мне показалось, что после переборки на ХХ двигатель стал работать ровнее.
Напоследок, по совету Светлова утеплил карбюратор для нормальной его работы в зимнее время:

Итак, подвожу итоги того, что было сделано (это немало, почти все выходные потратил):
1) Карбюратор очищен снаружи и внутри, продуты и прочищены каналы.
П.С. на мой взгляд, для своего пробега почти 250 тыс.км. и почти 15 лет, карбюратор в отличном состоянии.
2) В крышке карбюратора заменены — прокладка, мембрана пускового устройства, игольчатый клапан, сеточка на впускном патрубке, поплавки. В дренажные отверстия поплавковой камеры установлены жиклеры для уменьшения вероятности засорения. Почищена и смазана ось воздушной заслонки.
3) Сделана доработка дроссельной заслонки первой камеры «по Светлову», а именно загнута шайба под флажком ускорительного насоса с целью компенсации осевого смещения и для минимизации износа заслонки от смещения. Теперь заслонка расположена строго по центру канала и износ пока минимален (доработка сделана вовремя, ещё не поздно, несмотря на большой пробег). Проверены зазоры в дроссельной заслонке 2й камеры — износа нет, закрывается плотно (на просвет щелей нет). Оси заслонок смазаны силиконовой смазкой.
4) Заменены 2 топливных и 2 воздушных жиклера, взяты из ремкомлекта, такие же по характеристикам, что и были (по крайней мере по маркировке)
5) Носик «слоника» ускорительного насоса настроен так, чтобы струйка бензина «била» в центр дроссельной заслонки (а не в щель, как советуют). Тоже сделано по совету Светлова.
6) Заменена мембрана экономайзера мощностных режимов. Проходное сечение жиклера экономайзера увеличено примерно до 60 (было 40), а пружина растянута (сделана более жесткой). Сделано также по совету Светлова.
7) На канал ХХ под крышкой карбюратора установлено второе уплотнительное кольцо (поверх первого).
8) Уровень топлива в поплавковой камере установлен «по Светлову» — примерно 25 мм ниже края камеры, (проверяется после того, как двигатель немного поработает).

Ну вот, вроде всё. А, ещё почистил свечи.
Сразу после установки, регулировки ХХ прокатился. Общие впечатления только положительные. Трогаться стало как-то легче что ли. Как будто небольшой провал в начале исчез. Субъективно время разгона не изменилось (да и не с чего вроде). Никаких провалов нет, двигатель работает ровно. Я доволен.
Теперь поезжу и посмотрю какой расход бензина будет. Отпишусь здесь по результатам.

Читайте также:  Костюм маленького принца своими руками выкройки

ДОПОЛНЕНИЕ от 24.12.15
На текущий момент проехал 1000 км, израсходовано 140 литров. Расход получился пока 14 литров на сотню. Ну что же, уже получше. Небольшой результат есть! Езда была чисто по городу.

Источник

УАЗ 31514 хаки УАЗверь › Бортжурнал › Карбюратор ДААЗ 21073-1107010 Солекс (Нивовский), и схема его работы

Так как на моей машине установлен именно такой карбюратор, и его перенастройка для УАЗа продолжается, считаю уместным расположить данную инструкцию на карбюратор именно в бортовом журнале, возможно пригодится не только мне
Регулировки карбюратора продолжаются, заменил ГТЖ1 на 107,5 и ГТЖ2 на 115, воздушные оставил 150, на прежних было переобогащение смеси. На новых жиклерах проехал всего несколько километров, по ощущениям тянуть стал даже лучше чем с предыдущими жиклерами.

_____________________________________________________________________

Карбюратор модели 21073-1107010 имеет сбалансированную поплавковую камеру, систему отсоса картерных газов за дроссельную заслонку, блокировку второй камеры. В карбюраторе имеются две главные дозирующие системы первой и второй камер, система холостого хода первой камеры с переходной системой, переходная система второй камеры, экономайзер принудительного холостого хода, экономайзер мощностных режимов, диафрагменный ускорительный насос с механическим приводом и диафрагменное пусковое устройство.

Карбюратор состоит из двух корпусных деталей: корпуса 33 и крышки 13 карбюратора. Во входной горловине первой камеры установлена воздушная заслонка 16 пускового устройства. На оси воздушной заслонки жестко установлен рычаг 27 с двумя штифтами, на один из которых надета возвратная пружина. Второй штифт входит в фигурный паз рычага 26 управления воздушной заслонкой. На наружную кромку рычага 26 опираются регулировочный винт 25 приоткрывания дроссельной заслонки первой камеры и штифт рычага 40 блокировки второй камеры.

В крышке 13 карбюратора установлены игольчатый запорный клапан 32 подачи топлива, поплавок 38, топливный фильтр 31, патрубок 14 подачи топлива в поплавковую камеру. К приливу крышки 13 крепится крышка пускового устройства с диафрагмой 18 в сборе со штоком. В крышку завернут электромагнитный запорный клапан 10 с топливным жиклером холостого хода. В корпусе 33 карбюратора отлиты большие диффузоры и установлены малые легкосъемные диффузоры, отлитые заодно с распылителями главных дозирующих систем. В корпусе 33 установлены распылители 17 ускорительного насоса с шариковым клапаном, главные воздушные жиклеры 15 и 28 с эмульсионными трубками 29 в эмульсионных колодцах, заборная трубка переходной системы с топливным жиклером. В эмульсионные колодцы завернуты главные топливные жиклеры 36. В приливы корпуса карбюратора устанавливаются регулировочный винт полноты закрытия дроссельной заслонки 34 второй камеры, а также регулировочный винт 20 количества смеси холостого хода с электроприводом конечного выключателя экономайзера принудительного холостого хода. В корпус завернут регулировочный винт 24 качества смеси холостого хода.

К приливу корпуса 33, образующему рабочую полость ускорительного насоса, четырьмя винтами крепится крышка ускорительного насоса с рычагом 4 привода в сборе с диафрагмой 6 насоса. К корпусу крепится также винтами крышка экономайзера мощностных режимов с рабочей диафрагмой 9. На диафрагму воздействует пружина. В корпус карбюратора под диафрагмой 9 установлены топливный жиклер 7 и клапан экономайзера мощностных режимов.

В нижней части корпуса 33 установлены на осях дроссельные заслонки 2 и 34. На оси дроссельной заслонки первой камеры установлены: рычаг 39 привода дроссельных заслонок с регулировочным винтом 25 приоткрывания заслонки и с рычагом 40 блокировки второй камеры; рычаг 37 привода дроссельной заслонки второй камеры; возвратная пружина и кулачок 5 ускорительного насоса. На оси дроссельной заслонки второй камеры установлен рычаг 35 дроссельной заслонки.

Блокировка второй камеры не допускает открывания дроссельной заслонки второй камеры на любом режиме работы двигателя, если полностью не открыта воздушная заслонка. Блокировка исключает работу второй смесительной камеры при непрогретом двигателе.

Главная дозирующая система запитывается из поплавковой камеры, в которую топливо поступает через игольчатый клапан 16. Через главные топливные жиклеры 36 и 28 топливо поступает в эмульсионные колодцы. При достаточных разрежениях в распылителях главных дозирующих систем топливо смешивается в эмульсионных колодцах с воздухом, поступающим через главные воздушные жиклеры 6 и 13, и в виде эмульсии всасывается в диффузоры смесительных камер. На режиме дросселирования работает только главная дозирующая система первой камеры. Вторая начинает открываться и работать, когда дроссельная заслонка первой камеры откроется более чем на две трети.

Система холостого хода обеспечивает необходимый состав горючей смеси на холостом ходу. При этом дроссельные заслонки 30 и 29 закрыты. Топливо из эмульсионного колодца главной дозирующей системы поднимается по топливному каналу, проходит топливный жиклер 5, смешивается с воздухом из воздушного жиклера 7 и проточного канала и далее поступает под винт 38 качества смеси в задроссельное пространство.

Переходная система первой камеры обеспечивает плавный переход работы двигателя с холостого хода на режимы дросселирования. В момент открытия дроссельной заслонки первой камеры щель h переходной системы попадает под разрежение. Из нее также будет поступать эмульсия, обеспечивая плавный переход.

Переходная система второй камеры обеспечивает плавный переход работы двигателя в момент начала открытия дроссельной заслонки второй камеры. В этот момент отверстия попадают под разрежение; топливо из поплавковой камеры через жиклер 26 поднимается по трубке вверх, из воздушного жиклера 14 подмешивается воздух, и эмульсия по эмульсионному каналу поступает через выходные отверстия под дроссельную заслонку.

Читайте также:  Кукан для рыбы своими руками щербаков мастерская рыболова

Экономайзер мощностных режимов предотвращает изменение степени обогащения смеси за счет пульсации разрежения под дроссельной заслонкой, особенно при уменьшении частоты вращения коленчатого вала когда возрастает пульсация и уменьшается разрежение. Шариковый клапан 22 экономайзера закрыт, пока диафрагма 21 удерживается разрежением под дроссельной заслонкой. При значительном открытии дроссельной заслонки 30 разрежение несколько снижается, и пружина диафрагмы открывает клапан. Топливо проходит через клапан, жиклер 23 экономайзера, добавляется к топливу, проходящему через главный топливный жиклер 36, и выравнивает обогащение смеси.

Ускорительный насос диафрагменного типа, с приводом от кулачка на оси дроссельной заслонки первой камеры. При резком открытии дроссельной заслонки кулачок нажимает на рычаг 40 и через пружину в толкателе действует на диафрагму 39, преодолевая сопротивление возвратной пружины. Диафрагма подает топливо через шариковый клапан подачи и впрыскивает его через распылители 10 в смесительные камеры. При обратном ходе диафрагмы под действием возвратной пружины из поплавковой камеры засасывается топливо через обратный шариковый клапан 38 в рабочую полость ускорительного насоса.

Кулачок 47 имеет специальный профиль, который обеспечивает двойной впрыск. Причем второй впрыск совпадает с началом открытия дроссельной заслонки второй камеры.

Пусковое устройство обеспечивает приготовление богатой горючей смеси при запуске холодного двигателя. При повороте рычага 45 управления воздушной заслонкой за тягу 41 против часовой стрелки наружная кромка рычага 45 за регулировочный винт 43 приоткрывает дроссельную заслонку 30 первой камеры. Одновременно расширяющийся паз рычага 45 освобождает штифт рычага воздушной заслонки, и она за счет возвратной пружины будет удерживаться полностью закрытой. Ось воздушной заслонки смещена, поэтому воздушная заслонка после запуска двигателя может приоткрываться потоком воздуха, растягивая пружину, чем обеспечивает обеднение смеси.

Разрежение из задроссельного пространства, воздействуя на диафрагму 2, может за шток 3 приоткрывать воздушную заслонку. Регулировочный винт 1 позволяет регулировать величину приоткрывания заслонки.

Экономайзер принудительного холостого хода отключает систему холостого хода на принудительном холостом ходу (торможение автомобиля двигателем, движение под уклон, переключение передач), чем исключает выбросы окиси углерода в атмосферу.

Экономайзер включает в себя концевой выключатель, установленный на регулировочном винте 20 (см. рис. в начале статьи) количества смеси холостого хода, электромагнитный запорный клапан 10, электронный блок управления и электрические провода присоединения приборов.

На принудительном холостом ходу, если частота вращения коленчатого вала начинает возрастать, то напряжение на обмотку электромагнитного клапана 4 подается электронным блоком управления до тех пор, пока частота вращения вала не превысит 2100 об/мин, хотя концевой выключатель и замкнут на «массу». При более высокой частоте
вращения электронный блок управления выключает питание на электромагнитный запорный клапан, в результате прекращается подача топлива в систему холостого хода.

При уменьшении частоты вращения коленчатого вала двигателя на принудительном холостом ходу до 1900 об/мин вновь начинает подаваться питание электронным блоком управления на обмотку клапана, и он открывает подачу топлива через жиклер холостого хода, хотя концевой выключатель и замкнут на «массу».
NIVA-FAQ
________________________________________________________________________

Регулировка уровня топлива в поплавковой камере

Выполняется при замене игольчатого клапана, поплавка. Снимаем крышку карбюратора

Источник

Разборка карбюратора 21073 Солекс

Попробуем самостоятельно разобрать карбюратор 21073 Солекс, что ставится на двигатель 1,7 л автомобиля Нива 21213.

Заодно посмотрим чем такая разборка отличается от аналогичной разборки карбюратора Солекс 21083 (2108, 21081).

Необходимые инструменты

Шлицевая отвертка с тонким лезвием

Шлицевая и крестовая среднеразмерные отвертки

Рожковые ключи на «8», «11», «13», 14

Подготовительные работы

— Снимаем карбюратор Солекс 21073 с двигателя автомобиля

— Подготавливаем более-менее чистое место для его разборки

Разборка карбюратора 21073 Солекс

Снимаем верхнюю часть («крышку») карбюратора Солекс 21073

«Крышка» карбюратора 21073 Солекс крепится пятью винтами. Отворачиваем их при помощи крестовой отвертки (см. фото в заголовке статьи). Снимаем крышку приподняв ее вверх. Ставим на плоскую поверхность шпильками вниз, поплавками вверх (чтобы не изменить их геометрию).

Полностью разбираем «крышку» карбюратора

Разбираем и снимаем детали поплавкового механизма

Для этого выколоткой и молотком выбиваем ось крепления поплавков. Снимаем ось и поплавки.

Выбиваем ось поплавков карбюратора 21073 Солекс при помощи выколотки и молотка

Вынимаем иглу топливного запорного клапана из корпуса (она должна сняться вместе с поплавками так как своей петлей цепляется за язычок на рычагах поплавков).

Снимаем картонную прокладку «крышки» карбюратора. После снятия поплавков и игольчатого клапана ее можно смело демонтировать с карбюратора.

Ключом на «11» отворачиваем корпус игольчатого клапана и вынимаем его из посадочного гнезда. Под корпусом имеется медная уплотнительная шайба.

Снимаем игольчатый клапан (иглу с корпусом) и картонную прокладку

Демонтируем электромагнитный клапан системы ЭПХХ (ЭМК)

ЭМК отворачиваем при помощи рожкового ключа на «13». Снимаем его. См. фото ниже.

Снимаем топливный фильтр карбюратора

Для этого тем же ключом на «13» выворачиваем топливоподающий штуцер. Снимаем его вместе с медной уплотнительной шайбой. Во внутрь штуцера установлен топливный сетчатый фильтр карбюратора. Извлекаем фильтр из штуцера.

При помощи ключа на «13» снимаем топливный фильтр и электромагнитный клапан (ЭМК) карбюратора 21073 Солекс

Снимаем рычаг управления воздушной заслонкой карбюратора

Поворачиваем «крышку» карбюратора на бок. При помощи ключа на «14» выворачиваем винт крепления рычага (при этом придерживая сам рычаг). Отсоединяем рычаг от крышки, стараясь не потерять установленный под рычагом подпружиненный шарик-фиксатор.

Читайте также:  Костюм арбуза для мальчика своими руками быстро

Отсоединяем рычаг управления воздушной заслонкой от «крышки» карбюратора

Разбираем пусковое устройство

Ослабляем рожковым ключом на 8 мм контргайку регулировочного винта пускового устройства. Тонкой шлицевой отверткой выворачиваем регулировочный винт пускового устройства. Крестовой отверткой выворачиваем четыре винта крепления крышки корпуса пускового устройства (механизма приоткрывателя воздушной заслонки). Снимаем крышку, диафрагму и возвратную пружину под ней. На диафрагме установлена картонная прокладка. Часто диафрагма с прокладкой «прикипают» к крышке ПУ и (или). В таком случае целесообразно поддеть их ножом. Чтобы вывести г-образную тягу диафрагмы из паза на «крышке» нужно открыть воздушную заслонку, вывести загиб тяги из зацепления со шплинтом на треугольном рычаге заслонки. Вернуть воздушную заслонку в закрытое положение и вывести тягу из паза.

Разбираем пусковое устройство карбюратора 21073 Солекс

Снимаем воздушную заслонку и ее ось

Винты, которыми крепится воздушная заслонка слегка сплющены для предотвращения отворачивания. Поэтому перед отворачиванием слегка обтачиваем их напильником в местах деформации. Слишком стачивать не нужно, так как их еще придется устанавливать обратно.

Крестовой отверткой выворачиваем винты и извлекаем воздушную заслонку из прорези в ее оси. Просто потянув ее вверх рукой. Если не вытягивается, помогаем себе плоскогубцами (заслонку при этом стараемся не повредить).

Снимаем возвратную пружину с треугольного рычага на заслонке. Извлекаем ось из отверстия в «крышке».

Снимаем воздушную заслонку и ее ось

Разборка корпуса карбюратора 21073 Солекс

Отсоединяем кронштейн крепления тяги привода воздушной заслонки
Крестовой отверткой отворачиваем винт его крепления к корпусу карбюратора и снимаем. При необходимости снимаем фиксатор оболочки отвернув его винт.

Снимаем кронштейн крепления оболочки тяги привода воздушной заслонки карбюратора

Демонтируем блок подогрева дроссельной заслонки
Шлицевой отверткой отворачиваем винт крепления блока подогрева и снимаем его.

Демонтируем блок подогрева дроссельной заслонки с карбюратора

Снимаем винт регулировки «количества» топливной смеси

Снимаем защелку провода с наконечника винта и выворачиваем его из посадочного гнезда против часовой стрелки. На винте установлена пружина, снимаем ее. Отвернув винт крепления провода винта, снимаем и его тоже.

Выворачиваем винт регулировки «качества» топливной смеси

При помощи шлицевой отвертки с тонким лезвием выворачиваем винт «качества» против часовой стрелки.

При помощи шлицевой отвертки выворачиваем винт регулировки «качества» карбюратора Солекс 21073 (канал винта для наглядности разрезан)

Снимаем распылитель ускорительного насоса

Поддев его за носик шлицевой отверткой и преодолев сопротивление резинового уплотнительного кольца вытягиваем распылитель из посадочного отверстия. См. фото ниже.

Снимаем диффузоры

При помощи пассатижей вытаскиваем диффузоры со своих посадочных мест в патрубках карбюратора.

Снимаем диффузоры и распылитель ускорительного насоса

Снимаем эмульсионные трубки с воздушными жиклерами ГДС

При помощи шлицевой отвертки выворачиваем трубки с установленными на них воздушными жиклерами из эмульсионных колодцев. Извлекаем их оттуда.

Снимаем топливные жиклеры ГДС карбюратора

При помощи шлицевой отвертки выворачиваем топливные жиклеры ГДС. расположенные на дне эмульсионных колодцев и вытрехаем их оттуда.

Для выворачивания необходима шлицевая отвертка с новым неповрежденным лезвием, плотно входящим в разрез на топливном жиклере, так как они имеют свойство «прикипать» и «закисать» в своих посадочных гнездах и существует риск их «слизать» некачественной отверткой.

Снимаем резиновое уплотнительное кольцо с трубки топливного канала СХХ

Поддеваем его отверткой и снимаем стараясь не повредить (и не потерять).

Снимаем эмульсионные трубки с воздушными жиклерами ГДС, топливные жиклеры ГДС и резиновое уплотнительное кольцо

Разбираем экономайзер мощностных режимов

Отворачиваем шлицевой отверткой винты крепления крышки экономайзера. Снимаем ее, пружину и диафрагму. Крышка и диафрагма своими отверстиями ориентированы по трубке канала подведения разрежения.

Детали разобранного экономайзера мощностных режимов карбюратора Солекс 21073

Клапан экономайзера выворачивать не нужно.

Разбираем ускорительный насос (УН)

При помощи шлицевой отвертки выворачиваем четыре винта крепления крышки УН. Снимаем крышку, диафрагму с толкателем, возвратную пружину.

Разбираем ускорительный насос карбюратора Солекс 21073

Демонтируем регулировочные винты с карбюратора

Это винты регулировки положения дроссельной заслонки второй камеры и винт регулировки приоткрытия дроссельной заслонки первой камеры при пуске двигателя. Если особой необходимости в их снятии нет, то можно их не демонтировать.

Демонтируем винты положения дроссельных заслонок карбюратора Солекс 21073

Снимаем дроссельные заслонки и их оси с рычагами

Сначала снимаем дроссельную заслонку первой камеры, и ее ось с рычагами. Крестовой отверткой выворачиваем два винта крепления дроссельной заслонки (перед выворачиванием подтачиваем сплющенные наконечники винтов). Вынимаем заслонку из паза на оси.

Отворачиваем гайку крепления кулачка УН и снимаем ее, кулачок и шайбу под ним.

Вытягиваем ось из посадочного отверстия в корпусе карбюратора. При вытягивании оси нужно снять крючки возвратной пружины со штифта на рычаге и выступа на корпусе.

Снимаем дроссельную заслонку первой камеры, ее ось и рычаг управления с возвратной пружиной

Потом, аналогично первой, снимаем дроссельную заслонку второй камеры и ее ось. Перед снятием снимаем стопорную шайбу оси (поддеваем ее отверткой).

Снимаем дроссельную заслонку второй камеры карбюратора и ее ось

Примечания и дополнения

Проводить разборку карбюратора 21073 Солекс можно с самостоятельной фотофиксацией (если нет уверенности, что все делается правильно).

После разборки 21073 Солекс проводим его сборку.

Источник

admin
Лайфхаки по дому и огороду
Adblock
detector