Картины на коре березы своими руками

Картины на коре березы своими руками

Картины на бересте

Мастер-класс подготовила Наджафова Гюльшен Ингилаб кызы, педагог дополнительного образования МАОУ ДО ДДТ СП « Станция юных натуралистов», объединение « Природа и фантазия», Пермский край, город Нытва

Мастер-класс проводит Старкова Юлия, ученица 3 класса, объединение « Природа и фантазия»

Береста — наружная часть березы. Из бересты изготавливаются различные предметы быта – лапти, корзины, короба, туеса, шкатулки. В берестяных туесах хлеб хранится долго, а молоко не скисает. Сегодня из бересты делают сувениры, она широко используется при оформлении интерьера, на бересте рисуют картины. Предлагаем и вам попробовать свои силы в рисовании на бересте!

Заготовка и хранение бересты

Для хранения заготовленную бересту обязательно надо сложить стопкой под пресс, предварительно высушив 2-3 недели в нежарком месте ( тогда береста не будет коробиться). Необходимо проследить за тем, чтобы между пластами оставалось некоторое расстояние для просушки. Если же береста слишком пересохнет и станет ломаться, то её можно смочить водой и ещё раз слегка подсушить. Хранят бересту в тёмных, сухих и проветриваемых помещениях ( чердак, подвал, сарай, кладовка). Сложенная пластами береста может храниться годами. Хранящаяся в сырых помещениях береста покрывается плесенью, отчего на ней появляются пятна. При длительном хранении бересты на свету она изменяет цвет, становится светлой.

Распиная береста — один из самых самобытных видов народного искусства. В разных областях России бытовали свои, особые приемы росписи берестяных изделий. Для росписи обычно используют темперу или гуашь, а для закрепления росписи — масляные лаки. Сегодня чаще всего расписываются берестяные туески и посуда. Традиционно в росписи используют красный, жёлтый, реже зелёный, коричневый, голубой или синий цвета. Форма и назначение окрашиваемого изделия определяют композицию росписи. В основном в росписи используют растительные мотивы — цветы и листья. Так же как и в росписи по дереву, здесь применяется небольшое количество красок. Главную роль играет цвет фона, от которого и зависит яркость росписи.

Перед тем, как расписывать поверхность берестяного изделия, место под роспись необходимо загрунтовать. Грунтовку готовят из смеси мела со столярным клеем и доводят до состояния густой сметаны. Грунт наносят тонким слоем на наружную поверхность, тщательно разглаживая его в углублениях. Для этого используют небольшой шпатель. Затем берестяное изделие сушат при комнатной температуре в течение 6-8 часов, после чего зачищают мелкой шкуркой, чтобы поверхность была ровной. Затем следует окраска белилами, сначала жидкими, потом более густыми, и сушка, после чего берестяное изделие расписывается и лакируется. Лакируют бересту дважды, просушивая каждый слой в течение суток.

На бересте также можно рисовать темперными красками, а также гелевой ручкой, тушью или гуашью.

Источник

Береста-картины, роспись, резьба

Самым древним, а потому самым используемым материалом для картин и других художественных изделий является береста. Прочность, доступность, лёгкость в обработке сделали её популярным материалом в народном творчестве. Она, если присмотреться, декоративна сама по себе. Поэтому, наверное, она обрела такую популярность среди народных умельцев.

Картины на бересте

После её необходимо запарить и разделить руками на несколько слоёв. Сушат её сложив стопкой и положив между листами газеты.
Для подобных картин береста является фоном, на котором будет основное изображение — роспись. Делают его обычно из коры деревьев, высушенных мха, цветов, разной травы, наклеивая на основу при помощи клея ПВА.

При работе с берестой лучше действовать руками, использовать режущий инструмент нужно в тех случаях, где это необходимо.
После того, как Вы, нанесли первый рисунок необходимо изделие накрыть оргстеклом, прогладить утюгом, затем нанести следующий слой и снова прижать. Нередко под бересту подкладывают бумагу для общей прочности изделия.

Как обрабатывать бересту для будущей картины смотрите на видио

Роспись бересты

Роспись бересты — древний вид народного творчества. Для росписи изделий из бересты мастера применяли разные приёмы, но цвета росписи были традиционными: красный, жёлтый, зелёный. Коричневый и сине-голубой тоже использовались, но реже.

В наши дни, как и в далёком прошлом, расписываются корзинки, коробки, шкатулки, посуда и ёмкости для хранения продуктов

Так называемые туески для хранения чая, соли, а также сухарницы, конфетницы

Все эти берестяные изделия расписываются растительными мотивами, причудливыми птицами или сценками из жизни людей. На поверхности берестяного изделия расцветают цветы невиданных форм, появляются букеты и дополняют роспись листья и завитки

Подготовка бересты для росписи

Перед тем как расписать изделие из бересты его необходимо подготовить. Подготовка состоит в том чтобы место расположения росписи было ровным, поэтому его грунтуют. В состав грунтовки входит мел и столярный клей Смесь должна быть как густая сметана. Поверхность бересты покрывают слоем грунтовки, наносят её на поверхность тонким слоем и разравнивают шпателем. Потом изделие из бересты сушится при комнатной температуре (6-8 часов), затем обрабатывается наждачной бумагой (мелкой) и окрашивается белилами ( в 2 слоя) и вновь сушится. Теперь береста готова к росписи. Выбранный рисунок наносят на изделие и затем расписывают красками ( гуашь, темпера). Последний этап росписи — лакировка. Роспись лакируют в два слоя, причём каждый слой после нанесения масляного лака просушивают в течение 24 часов

Резьба по бересте

Резьба ещё один способ работы с берестой. Украшением изделий из бересты могут быть простые и сложные композиции; к сложным относятся сцены из жизни людей, зверей и птиц, а к простым — геометрические и растительные орнаменты. Чтобы узор был отчетливо виден на берестяном изделии, его размещают или накладывают на бересту другого (более тёмного или более светлого) оттенка. Так же используется фон из ярко окрашенной бумаги или даже фольги.

Читайте также:  Консервация снегохода на лето своими руками видео

Инструменты для резьбы по бересте

Нож-резак — основной инструмент для резьбы по бересте. Другие инструменты, которые не менее важны, например: для разметки рисунка, это — линейка, угольник, циркуль, шильце. Весь процесс резьбы по бересте проходит на специальной дощечке чтобы не испортить поверхность стола.
Весь процесс изготовления берестяных изделий состоит из трёх этапов: изготовление заготовок, изготовление орнамента и монтаж (соединение резного узора с поверхностью берестяного изделия.

Изготовление заготовок из бересты для резьбы

Теперь береста нарезается на полоски нужного размера

Изготовление рисунка для резьбы

Для нанесения рисунка используются шаблоны. Ведь если рисунок повторяется в орнаменте, то проще изготовить шаблон и уже по шаблону наносить рисунок на заготовку.

Резьба обычно выполняется на подкладочной ровной и ошкуренной дощечке (чтобы не порвать бересту ведь она всего 2мм толщиной). И вообще это удобно.
После нанесения на заготовку рисунка, сначала режут кайму, а уже потом можно приступить и к центральной части рисунка.
После того как основной узор вырезан нужно нашу резьбу оживить — заняться прорезкой. Это значит сделать прорези на ягодах, прожилки на листиках и тому подобное.
Резьба по бересте дополняется гравировкой и тиснением. Резная береста должна сохранять свой естественный цвет, то есть она не лакируется

Монтаж готового изделия из бересты

Готовая берестяная полоска с прорезным узором соединяется с поверхностью изделия

Источник

Методическое пособие «Береста. Картины-миниатюры из бересты и другого природного материала»

Цель методического пособия: познакомить детей с интересным древним природным материалом – берестой. Доказать его значимость в изготовлении как старинных предметов быта, так и в создании современных картин, панно и других изделий, применяемых в жизни и в быту. Научить работать с этим материалом.

Подготовка ее к работе и применение в создании картин

Писатель В.И. Белов в своей книги “Лад” пишет: “ Береста, вероятно, самое древнее и самое распространенное северное сырье, использовавшееся всевозможными мастерами”.

И действительно из бересты можно сделать цветы для панно или в композицию, пейзаж, рамку, паспарту и т.д. Этот материал легко расслаивается на очень тонкие, но прочные слои самой разной окраски: от белой до темно-коричневой (до 40 оттенков). Это позволяет создавать композиции только из одной бересты, а возможно добавить и другие природные материалы, такие как засушенные листья, мох, цветы, лепестки и т.д. Из более грубой коры, покрытой темными пятнами, можно сделать такие элементы пейзажа, как горы, заснеженную землю с проталинами и т.д. Из более тонких кусочков выкладывают небо, землю, воду и т.д.

Бересту собирают в лесу со спиленных берез полосами шириной не менее 20 см или снимают цилиндром со стволов берез, пролежавших долгое время в валежнике (рисунки снятия бересты). Рис. 1 – полосками (применяют этот способ для снятия бересты в плетении корзин, туесков, обуви для изготовления ремней и т.д.). Рис. 2 – для картин и панно.

Дома кору следует проварить в эмалированной кастрюле 10 минут, чтобы уничтожить личинки короедов. Потом распрямить, расслоить по возможности на тонкие пластинки и положить по отдельным цветовым оттенкам в конверты под пресс, предварительно высушив пластинки. Далее держать в книге или коробки в горизонтальном положении под прессом. Расслоить можно и после просушивания. Не страшно, если кусочки будут маленькими. Главное – найти нужные оттенки: желтые, оранжевые, белые и т.д. (в зависимости от сюжетного замысла).

Основой для картины может служить не только картон, но и части стволов деревьев, доски, шпон. На основу приклеивают бересту и др. материал как описано далее. Работу начинаем с верхнего левого угла (края), двигаясь направо, перекрывая кусочком бересты или листа последующий кусочек бересты или листа на 1/3. Намазываем клеем только серединку пластика бересты или листа.

Особенности техники аппликации из бересты

Цвет бересты может “играть” в зависимости от вашего художественного вкуса, замысла работы, настроения автора. Однако есть неизменное: для дальнего плана работы применяются мягкие, приглушенные тона. Ближний план предполагает использование насыщенных, интенсивных красок. Конечный переход от первых ко вторым должен быть плавным, постепенным.

В непосредственной зависимости находятся цвет и толщина пластин бересты. Приглушенный, мягкий окрас чаще всего бывает у тонких полупрозрачных пластин. Именно их удобнее всего применять в тех фрагментах, которые изображают “глубину”, перспективу пейзажа. Аппликация из бересты не может быть охарактеризована только набором правил — есть исключения.

Что же касается колорита, то ограничимся только одним из основных замечаний: цвета картины должны быть объединены, связаны. Упрощая идею связи цветов, Ренуар заметил: “Если у вас на кисти краска, то ею надо пройтись по всей “картине”, включая и небо, если это даже черная краска. ”. Мы советуем принять, естественно, лишь идею цветового единства (в том числе в аппликации из бересты). Что же касается приемов реализации этой идеи, то можно полагаться исключительно на уровень художественного вкуса автора работы.

В работах из бересты следует избегать применения толстых пластин (за исключением переднего плана пейзажа) и подкрашивания материала. Что касается подкрашивания материала, то здесь интересно заметить: береста для картины прекрасна не только своей структурой и мягкими пастельными красками, но и удивительным свойством излучать свечение. Оно оказывает благотворное влияние на человека, удивляет и радует его. Если на пластину бересты нанести краску, свечение пропадает. Работы становятся яркими, выразительными, но в то же время в них пропадает главное — их теплота, мягкость, дыхание.

Для колорита в картинах из природного материала помимо бересты применяется дополнительный природный материал (мох, крошево из засушенных листьев и цветов, корка банана, травы, солома).

Заготовка листьев и цветов для картин. Корка банана. Чешуя лука, чеснока

Собирают материал в сухую погоду. Сушат в старых книгах или газетах, ежедневно меняя листы-вкладыши. Цветы, плоды перекладываем ватой или бумагой для впитывания лишней влаги. Сушим под прессом. Сохраняем в коробках в темноте.

Корки банана – снимают мякоть ножом до просвечивания, сушат в книге под прессом или в газетах, меняя вкладыши ежедневно. В засушенном виде корка банана имеет коричневый цвет, похожа на замш и вырезается с калькой по контуру предмета (ваза, скульптура, дома, стволы деревьев, заборы и т.д.)

Читайте также:  Печка в машину электрическая своими руками

Корки дыни, тыквы, арбуза – тонкие слои засушиваются в книге (для вазочек, плодов, натюрмортов). Кожура яблок срезается с яблока. Мякоть убирается сушится в книге.

Материалы, необходимые для выполнения картины – миниатюры из бересты и засушенных листьев и цветов и методики их подготовки к работе

Из книги, с репродукции, с фотографии, в черно-белом или цветном изображении; возможно перевести сюжет на кальку или пергаментную бумагу по размеру основы. Эскиз (сюжет) может быть задуман и автором.

Картон толщиной 1 мм. Стандартные размеры (под рамку со стеклом) для миниатюры: 6х9 см, 10х10 см, 10х15 см, 15х15 см, 9х12 см (для работ из бересты); для работ из засушенных листьев и цветов: 15х21 см, 18х24 см, 24х30 см, 21х30 см, 30х30 см.

Калька или пергамент для сюжета (по формату основы и для деталей).

Тонкие разноцветные пластинки подбираются по цвету: от 9 до 15 оттенков (белый, розовый, оранжевый, желтый, коричневый, серый и т.д.) в зависимости от сюжета. Бересту лучше снимать весной со спиленных берез и проварить в кастрюле на маленьком огне 10 мин., затем остудить, расслоить в мокром состоянии и каждый пластик (слой) положить в конверт под пресс, предварительно разложив по цветовым оттенкам.

Зеленый и оттенки зеленого цвета (для деревьев весной, летом и травы); желтый – для осенних деревьев, коричневые – поздняя осень, зима.

засушить под прессом (ярко- красные, малиновые и т.д. – в зависимости от сюжета). Крошево – готовится с помощью грубой резиновой губки и шила (прием прокалывания) или крошатся лепестки цветов руками.

Крошево используется для создания в картине цветников, бордюров, газонов, травы и т.д. Для цветочной картины цветы засушиваются в книге или в газетных листках под прессом, ежедневно меняя газетные листы. Махровые цветы прокладываются ватой (головки разбираем на отдельные части – середина, лепестки, цветоножка) и также засушиваются под прессом.

Для картин с букетами и натюрмортами. Вырезаются с калькой из кожуры яблок, апельсина, грейпфрута, корки арбуза, дыни, тыквы.

Последовательность выполнения работы и технология выполнения

Вырезать картонную основу в зависимости от формата эскиза.

Положить эскиз (копию) сюжета перед собой. Нанести линию горизонта (линия, разделяющая небо и землю). При этом берется узкая полоска бересты, соломы или полоска от корки банана и приклеивается на основу (под прессом сушится 2 минуты).

Выкладывается небо. Из пластиков бересты или листьев белого тополя, малины, мать – и – мачехи (серых оттенков). Начинаем работу с верхнего левого угла и двигаемся вправо, перекрывая последующим листиком на 1/3 предыдущий с учетом света и тени (свет солнца, луны, состояния погоды и временного состояния дня, суток). Листья можно отрывать и приклеивать кусочками до линии горизонта. Кладем работу под пресс, вкладывая основу в бумажную папку или под картонный лист (2-3 мин.)

Выкладываем землю (воду, поляну т.д.) Можно использовать ровный однотонный пласт бересты или шпона, а затем по отдельным деталям воссоздавать сюжет. А возможно сделать фон отдельным выкладыванием пластиков бересты (в зависимости от сюжетного рисунка), по мере удаления или приближения предметов, учитывая объем картины, ярусность или план. Небо должно быть светлее, чем земля, вода. Кладем основу под пресс (5-10 мин.).

Далее наносим предметы (здания, деревья, скульптурные изображения и т.д.) с учетом плана, яруса, объема, т.е. сначала – предметы 4-го или 3-го плана, затем – 2-го, в конце – 1-го плана.

Отдельные детали картины (скульптуры, здания, мосты, соборы, ограждения, деревья, люди, животные, вазы цветов и т.д.) переводятся на кальку с эскиза, аккуратно вырезаются вместе с калькой и приклеиваются к картине (техника аппликации). Также выполняются дороги, плиточные покрытия и т.д. с учетом света и тени.

Каждый приклеенный предмет (если дом, то по деталям) кладется под пресс или хорошо приклеиваются руками, пальцами.

По окончанию работы четко изображаются на переднем плане – цветники, газоны, камни, разделительные линии плиток и покрытий, ступеньки и другие строительные конструкции (можно использовать хлопчатобумажные нити по цвету, соответствующему изображению).

По окончанию выполнения всех работ кладем основу под легкий пресс – книгу или под утюг не более чем на 15-20 мин.

Моем стекло в рамке. Вставляем в рамку.

Петли для рамки делаем в зависимости от размера картины. Миниатюрные работы – картины имеют 1 петлю (скрепка вшивается между двумя картонками по центру верхнего края рамки). С подклеенной и пришитой петлей работа остается под прессом на ночь (или на 6-8 часов) для того, чтобы покрывающий ее картон плотно приклеился к деревянной рамке.

Работы учащихся-победителей международных и городских выставок

“Пискарёвский мемориал”
Панно под стеклом. Материалы: береста, корка банана, засушенные листья малины, крошка из листьев и лепестков цветов розы, шпон, мох (венки), нить.
Краснощёкова Дарья, 9 лет

“Дорога жизни. Памятник Цветок жизни”
Панно под стеклом. Материалы: береста, листья белого тополя, шпон, засушенные листья (крошка), мелкие цветы, лента (галстука).
Галицкий Дмитрий, 8 лет

“Дорога жизни. Памятник Разорванное кольцо”
Панно под стеклом. Материалы: береста, шпон, корка банана, засушенные листья петрушки, кора берёзы, мох, нитки (венки).
Каргапольцева Дарья, 10 лет

“Хорошее настроение”
Панно под стеклом. Материалы: засушенные листья малины, цветы, листья рогоза, чешуи лука, солидаго.
Разумнов Артемий, 7 лет

“В Летнем саду цветёт сирень”
Панно под стеклом. Материалы: береста, корка банана, засушенные листья, мелкие цветы,лепестки цветов.
Никитина Алла, 9 лет

“Утро в сосновом бору”
Панно под стеклом. Материалы: береста, корка банана, засушенные листья, мох, войлок, мелкие цветы,лепестки цветов.
Краснощекова Дарья, 10 лет

“Стыковка космических кораблей”
Панно под стеклом. Материалы: черная бумага, береста, нить х/б, манная крупа.
Абдуганиев Умед, 11 лет

“В космическом пространстве”
Панно под стеклом. Материалы: черная бумага, береста, нить х/б, манная крупа, мох, лишайник.
Солодовникова Елена, 11 лет

Читайте также:  Приманка для плотвы летом своими руками

“Цветочный ветер”
Панно под стеклом. Материалы:, засушенные листья, травы, мелкие цветы,лепестки цветов, кофе.
Каргапольцева Дарья, 11 лет

Источник

Мастер-класс по изготовлению картины из бересты

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №6 г. Новозыбкова»

Тема: Технология изготовления картины на бересте

Выполнила: Переправо Светлана Ивановна

МБОУ «СОШ №6 г. Новозыбкова »

Целевая аудитория: возраст 10-17 лет.

Назначение: Курс для начинающих, хорошая идея для подарка, для украшения интерьера.

По всем странам славится

С расплетённою косой,

Умывается росой. (береза)

Что мы знаем о березе? Одним из самых почитаемых деревьев на Руси была и остается береза. Нет другого такова дерева, которое отдавало бы человеку всего себя до последней капли. Растет эта белоснежная красавица и радует глаз повсеместно: в лесах парках и на шумных городских улицах. Русские крестьяне перед Троицей срубают молодую берёзу, наряжают её в девичье платье, устанавливают в доме и украшают лентами, а после этого выносят к реке и бросают в воду, что является заклинанием дождя. В начале весны девушек украшают берёзовыми венками и разноцветными лентами — это символизирует весеннее пробуждение природы. Отсюда и частые метафоры, сравнения белой, стройной берёзки с молодой девушкой, весной и девичеством.

Я в березовых поленьях

Слышу музыку любви

И природы вдохновенье

Из кусочка бересты.

Припаду щекой румяной,

Белой птицей воспарю.

Она нежная, как мама

В летнем сказочном раю.

Душу светом озаряя,

Сколько русского, родного

В светлом образе берез,

Теплота живого слова

В серебристых каплях грёз.

Как же происходит сбор бересты? Существует множество примет, позволяющих определить, готовность бересты к съему, но лучше придерживаться одной: дождаться, когда на березе полностью распустятся листья, а на земле, начнут поспевать первые ягоды земляники. По календарю это середина или конец июня.

Срез бересты обычно производится следующим образом. На стволе дерева топором или ножом делается вертикальный надрез (от высоты надреза зависит ширина будущего пласта). Здесь стоит обратить внимание на то, что надрез не должен быть слишком глубоким, иначе вы можете повредить следующий, более мягкий и нежный слой, и дереву будет нанесен непоправимый вред. Строгих рамок тут нет, глубина зависит от размеров самого ствола — чем больше береза, тем толще кора. Затем для удобства можно сделать по краям пару горизонтальных надрезов. Теперь необходимо взяться за край и тянуть, снимая бересту вокруг ствола. Если все пройдет нормально, то круг замкнется на надрезе и у вас на руках останется полоска (пласт) бересты, не стоит снимать слишком много бересты с одного ствола, иначе большая площадь окажется оголена, слабо защищена от внешних воздействий, и всё дерево будет подвержено риску. Полученный материал следует просушить в сухом, продуваемом помещении в течение двух недель, после чего он будет готов к дальнейшей обработке.

Применение изделий из бересты:

На Руси издревле использовали берёсту в строительстве (как стойкий к сырости прокладочный материал), для изготовления домашней утвари (туеса, плетёные берестяные лукошки, короба), художественных поделок, как материал для письма (берестяные грамоты).

Берестяны́е гра́моты — письма и записи на коре берёзы, памятники письменности Древней Руси XI—XV вв. Берестяные грамоты представляют первостепенный интерес как источники по истории общества и повседневной жизни средневековых людей, а также по истории восточнославянских языков. Берестяная письменность известна также ряду других культур народов мира.

Различные народы используют берёсту в качестве кровельного материала и для изготовления лодок.

Летнее нанайское жилище из берёсты и ивовых прутьев, и деревянный якорь. Берёста хорошо воспламеняется и долго горит, поэтому многие народы России издавна используют её для растопки печей и разжигания костров.

В России из берёсты изготовляют наборные рукоятки ножей. Такие рукоятки позволяют пользоваться ножами в полевых условиях в мороз и в жару из-за низкой теплопроводности берёсты. Высокие водоотталкивающие свойства берёсты позволяют делать рукоятки ножей без дополнительной пропитки.

Пучок берёсты — простейшая форма факела.

Из берёсты путём сухой перегонки получают дёготь, который входит в состав мазей Вишневского и Вилькинсона.

Берёста активно используется в народных промыслах как прекрасный поделочный материал для изготовления туесов, шкатулок, художественных панно, сувенирной продукции и других изделий. Каждая вещь из бересты индивидуальна и неповторима, так как здесь присутствует только ручной труд.

Сюжет картины диктует сама, природа. Автор в работе использует естественные неровности, вписывает их в пейзаж. На каждом кусочке бересты свой неповторимый рисунок. Традиционные картины, выполненные на холсте можно копировать, а эти картины не дублируются. Каждая работа уникальна и неповторима.

Как же происходит сбор бересты? Существует множество примет, позволяющих определить, готовность бересты к съему, но лучше придерживаться одной: дождаться когда на березе полностью распустятся листья, а на земле, начнут поспевать первые ягоды земляники. По календарю это середина или конец июня.

Срез бересты обычно производится следующим образом. На стволе дерева топором или ножом делается вертикальный надрез (от высоты надреза зависит ширина будущего пласта). Здесь стоит обратить внимание на то, что надрез не должен быть слишком глубоким, иначе вы можете повредить следующий, более мягкий и нежный слой, и дереву будет нанесен непоправимый вред. Строгих рамок тут нет, глубина зависит от размеров самого ствола — чем больше береза, тем толще кора. Затем для удобства можно сделать по краям пару горизонтальных надрезов. Теперь необходимо взяться за край и тянуть, снимая бересту вокруг ствола. Если все пройдет нормально, то круг замкнется на надрезе и у вас на руках останется полоска (пласт) бересты. Как правило, если все сделано правильно, то дерево спокойно переносит такие издевательства. Разве что не стоит снимать слишком много бересты с одного ствола, иначе большая площадь окажется оголена, слабо защищена от внешних воздействий, и всё дерево будет подвержено риску. Полученный материал следует просушить в сухом, продуваемом помещении в течение двух недель, после чего он будет готов к дальнейшей обработке.

Источник

admin
Делаю сам
Adblock
detector