- Мастер-класс по созданию витражных картин на стекле своими руками
- Виды витражной техники
- Выбор краски
- Акриловые средства
- Витражные красители
- Необходимые инструменты
- Изготовление витража
- Роспись по стеклу для начинающих
- Содержание
- История росписи по стеклу
- Виды витражных красок и их особенности
- Материалы и инструменты для росписи витражей
- Техники витражной росписи
- Роспись по стеклу пошагово
- Полезные советы
- Видео: примеры росписи по стеклу
- Готовые наборы для начинающих
- Примеры готовых работ
- Витражи – разнообразие видов и техник, способы изготовления своими руками
- Техники создания витражей
- Пайка
- Фацет
- Фьюзинг
- Травление
- Аппликация (пленочные витражи)
- Роспись (заливка)
- Витражи своими руками
- Витраж Тиффани
Мастер-класс по созданию витражных картин на стекле своими руками
Витражи вновь становятся популярными, и дизайнеры все чаще используют их для оформления квартир, офисов и художественных студий. Неважно, в каком стиле помещение оформлено, ведь витражные шедевры могут стать отличным украшением и придать комнате особенный и уникальный вид. И если раньше создание таких картин отнимало много времени и сил, то сегодня можно сделать оригинальные витражи на стекле своими руками.
Виды витражной техники
Стилей витражей множество, это связано с тем, что само витражное искусство появилось еще в средневековье. Естественно, что со временем ремесло видоизменялось, вбирало новые тонкости, менялась технология. Все это и позволило применять новые материалы и краски. В настоящий момент известно несколько стилей создания картин витражными красками на стекле. Витражи можно сделать, используя следующие техники:
Для начинающих лучше всего воспользоваться расписным витражом или же контурной заливкой, эти техники вполне реально произвести в домашних условиях. Тем более что каких-либо особенных умений или знаний они не требуют. Достаточно подготовить необходимые приспособления и акриловые краски нужного цвета.
Выбор краски
Перед работой требуется заранее подготовить необходимые приспособления. Если создается расписной или заливной витраж, то нужно предварительно подготовить краски. Существуют специальные витражные красители, а также часто применяют обычную акриловую краску, каждая из которых имеет свои особенности.
Акриловые средства
Главные составляющие такого красителя — это пигмент, акриловая полимерная эмульсия и обычная вода. Приобрести такую краску можно либо в тубах, либо в баночке.
Красители на основе акрила очень быстро высыхают и после этого приобретают хорошую стойкость, упругость и устойчивость к температурным перепадам и влажности. С окрашенного изделия довольно сложно соскоблить краску даже с помощью наждачной бумаги.
Витражи, окрашенные акриловой краской, имеют матовые, яркие оттенки, которые длительное время не тускнеют, не блекнут. Для получения необходимого цвета можно смешивать краски. После работы необходимо сразу промыть кисточку под холодной водой, засохшую же придется выдерживать некоторое время в растворителе и только после этого отмывать.
Витражные красители
Такие краски предоставлены в двух вариантах — это обжигаемые и не обжигаемые. Первый из них нуждается в дополнительном нагреве после того, как краска нанесена на изделие. После обжига покрытие приобретает твердость и устойчивость к внешним негативным воздействиям. До какой температуры необходимо нагревать, как правило, указано в инструкции.
Если витражные красители не подвергаются нагреву, то длительность их высыхания значительно увеличится, и есть риск в это время смазать картину. Хотя характеристики у краски останутся теми же, что и после обжига, но дополнительно изделие необходимо покрыть слоем нитролака. Кисточки также отлично отмываются водой, так как краска имеет водную основу.
Преимуществом таких красителей в их ярких и сочных оттенках. Сама краска очень густая, это связано с тем, что в ее составе имеется синтетический растворитель. Краситель отлично ложиться на стеклянные фрагменты, особенно часто его используют в окрашивании вертикальных поверхностей.
Помимо красителей, во время работы потребуется контур, средство в виде густой пасты, с помощью которой мастера обрисовывают границы рисунка. А также она используется для имитации металлических рамок в заливных и рисованных витражах.
Необходимые инструменты
Независимо от того, в какой технике будет изготавливаться витражное стекло, понадобятся некоторые инструменты. Еще до начала работы нужно подготовить:
Естественно, что невозможно создать рисунок без специального трафарета. Его можно приобрести в специализированных ларьках, а можно сделать самостоятельно.
Выбрать подходящий рисунок можно в интернете, но не стоит брать картинки с большим количеством деталей. Такие узоры, как правило, смотрятся нелепо и неряшливо. После того как рисунок найден, его требуется распечатать в необходимом масштабе или увеличить самостоятельно. После этого необходимо пронумеровать каждый участок по цвету, это значительно упростит работу раскрашивания в будущем.
Для увеличения рисунка необходимо произвести следующие действия:
Кстати, готовое изображение можно слегка подкорректировать, например, изменив некоторые цвета. После того как узор перенесен на стекло, необходимо прорисовать все детали, чтобы в результате изображение имело цельный вид.
Изготовление витража
Если краска выбрана, трафарет подобран, а стекло подготовлено, то можно приступать к оформлению витража. Для создания витражной композиции необходимо выполнить следующие действия:
После того как краска полностью высохнет, необходимо вставить стекло в раму. Кстати, многие начинающие мастера часто ранятся об края стекла, чтобы этого не произошло, необходимо перед работой оклеить края с четырех сторон обычным малярным скотчем.
Набравшись опыта в расписной и заливной технике, можно будет перейти к более серьезной работе и сделать витражи в стиле фьюжн. В этом случае придется подготовить больше расходных материалов, затратить некоторое время и силы, но результат того стоит. А уже освоив это ремесло на профессиональном уровне, можно превратить хобби в прибыльный бизнес.
Источник
Роспись по стеклу для начинающих
Витражная роспись (роспись по стеклу, витражный рисунок) – это изображение, выполненное специальными красками на гладкой стеклянной поверхности. Цветные витражи и лучи света, проходящие сквозь них – поистине великолепное зрелище. К счастью, для того, чтобы создать собственную витражную роспись, не нужно иметь какую-то специальную подготовку. Достаточно подобрать подходящий эскиз, взять основу, краски, ну а вдохновение придет само собой, стоит только получше узнать историю витражей, изучить особенности разных техник и вдохновится готовыми работами.
Содержание
История росписи по стеклу
Витражная роспись начинает свою историю с 10 века, когда появилось листовое стекло. Цветная мозаика не передавала мелкие детали, поэтому появление этой техники стало большим событием. В Средние века витражная роспись применялась только в соборах. Солнечные лучи, проходя через цветное стекло, создали волшебные блики и таинственные полутени. В эпоху Возрождения изображения стали более объемными и сложными по композиции. К сожалению, в ходе религиозных войн многие витражи оказались разбитыми, заказывать новые было слишком дорого, поэтому их надолго заменили обычными стеклами.
В 18-19 веках витражная живопись пережила новый подъем. В это время стекло выпускалось большими ровными листами, поэтому для художников открывался огромный простор. Тем более, что теперь в их распоряжении была широкая палитра масляных и силикатных красок. Окна стали походить на картины с захватывающими библейскими и светскими сюжетами. В 1840-х гг. в России даже открылся Императорский стеклянный завод, который выпускал витражи.
В конце 19 – начале 20 века стеклянные композиции утратили свою популярность, поскольку не вписывались в модный в то время стиль модерн. Кроме того, настало время войн и революций, и хрупкие произведения были больше неактуальны.
Новая волна интереса к витражной живописи возникла во второй половине 20 века, когда появилась необходимость в восстановлении разрушенных старинных зданий и церквей. На помощь художникам пришли новые технологии. Стекла стали безопасными, а краски – более яркими, устойчивыми к выцветанию, перепадам температур, осадкам. Неудивительно, что витражная роспись снова обрела популярность не только среди профессиональных художников, но и просто среди творческих людей, любящих рисовать.
Виды витражных красок и их особенности
Яркость и долговечность витража напрямую зависит от характеристик красок, которыми он нарисован.
1. Акриловые краски на водной основе не имеют запаха, поэтому ими могут пользоваться даже дети и беременные женщины, а также люди, склонные к аллергии. Отлично подходят для небольших работ.
Плюсы:
Минусы:
2. Основа сольвентных красок – смола, растворители, спирт, поэтому они имеют очень неприятный характерный запах, при росписи рекомендуется надевать респиратор, проветривать помещение. Сольвенты дают красивые глубокие цвета, создавая гладкое и прочное покрытие, устойчивое к перепаду температуры, конденсату, воде.
Плюсы:
Минусы:
Кроме красок, для витражной живописи требуются еще и контуры для росписи по стеклу или керамике. Они не дают краске растечься, надежно разделяют цвета, незаменимы для прорисовки отдельных фрагментов и мелких деталей изображений. Чаще всего выпускаются золотого, черного, серебряного, медного цветов.
Материалы и инструменты для росписи витражей
Материалы для росписи
Перед тем, как начать творить, проверьте, все ли инструменты и материалы, вы приготовили. Вам потребуется:
Также вам понадобится палитра, ватные палочки и зубочистки, чтобы поправить детали изображения, тряпка для вытирания кисточек и насадок.
Работайте в хорошо проветриваемом помещении, где никто не мешает вам, нет яркого освещения. Стол и пол застелите укрывным материалом.
Где взять эскиз для витражной живописи? Трафарет представляет собой лист из пластика или картона, на котором сделаны прорези, соответствующие закрашенным частям изображения. Если рисунок сложный, то его прикрепляют с обратной стороны стекла и обводят по линиям тонким маркером.
Техники витражной росписи
Прежде чем приступать к работе, следует определиться с техникой, в которой вы собираетесь расписывать стекло.
Техники витражной живописи можно сочетать. Например, внутри контура одного из фрагментов можно использовать бесконтурную технику и после высыхания дополнить точками.
Роспись по стеклу пошагово
Контурная техника наиболее простая для начинающих, поэтому ей и посвящен мастер-класс. Теперь, когда все готово, можно приступать к созданию своего первого шедевра.
Полезные советы
Видео: примеры росписи по стеклу
Более подробно познакомиться с техниками витражной росписи вы можете, посмотрев вот эти видео.
Готовые наборы для начинающих
Если вы не знаете, с чего начать свои первые шаги в витражной росписи, в каталоге вы найдете отличные наборы с витражными раскрасками. С их помощью вы не только «попробуете на вкус» витражи, но и создадите красивый и стильный предмет интерьера. Подберите свой витраж и рисунок.
Готовый набор для росписи
В наборе есть все необходимое:
а также в комплекте некоторых наборов идет часовой механизм с подвесом и стрелками.
Примеры готовых работ
Нет вдохновения? Не знаете, что нарисовать? Взгляните на эти работы в технике витражной росписи и начинайте рисовать!
Источник
Витражи – разнообразие видов и техник, способы изготовления своими руками
Это сегодня технологии остекления достигли таких высот, что окно может быть практически любого размера, формы и цвета, а нашим предкам приходилось ломать голову над заполнением оконных проемов. Так появился витраж – светопроницаемое панно из кусочков цветного стекла или тонких каменных пластин. В этой статье мы рассмотрим, как делать витражи своими руками, которые актуальны по сей день. И не только как вид искусства, но и как возможность разнообразить практически любой интерьер. Рассмотрим:
Техники создания витражей
Популярность мозаичных картинок во многом обусловлена возможностью их самостоятельного изготовления различными способами. В зависимости от материалов и технологии это могут быть не только витражи на окна, но и различные элементы декора. Это и плафоны, и дизайнерские цветочные горшки, и вставки в двери, и предметы меблировки, и обрамление межкомнатных арок, и многое другое. Сегодня существует несколько распространенных техник изготовления витражей своими руками.
Пайка
Классика витражного дела. Сюжет по эскизу нужно собирать из отдельных стеклянных фрагментов (витражные смальты), которые фиксируют между собой свинцом, медью, оловом или латунью. Каждая смальта оборачивается кованным или литым «шнурком» и спаивается с остальными.
Сейчас этот способ несколько модифицировали и для окантовки используют мягкую металлическую ленту (фолию) – медную или латунную.
Сюжеты из разных мелких деталей собирают, спаивают и обрамляют, технология позволяет создавать любые формы, а не только плоские панно.
Фацет
Для витражей используется толстое, от 6 мм, стекло, со всех граней каждого элемента под небольшим углом снимается фаска, что обеспечивает преломление света. Фацетные витражи выполняют из особых сортов стекла – свинцового и поташного, первое тяжелее, но дает сильный оптический эффект, второе легче, но и лучи в нем не так играют. Наиболее зрелищными считаются комбинированные фацетные витражи из стекол обоих видов. В силу толщины и тяжести элементов собирают такие картины только в алюминиевый профиль. Поэтому их второе название – алюминиевые витражи.
Фьюзинг
Более сложная техника, но и витражи можно сделать объемные и более зрелищные, возможно изготовление многослойных картинок или фигурок. Разноцветные стеклянные элементы укладываются согласно сюжету, запекаются и прокатываются, границы фрагментов могут оставаться четкими или наслаиваются, проявляя фактуру рисунка, недостижимую в других техниках.
Травление
Рельеф на стекле образуется в процессе обработки поверхности специальными кислотами, используются трафареты, по контуру которых вытравливают рисунок.
Аппликация (пленочные витражи)
Это не совсем техника создания витражей своими руками, хотя в результате и получается нечто подобное, это способ изготовления имитации с помощью стеклянной или пластиковой основы, разноцветных витражных пленок и специального металлического скотча. Рисунк постепенно создается на основе посредством наклеивания слоя матовой пленки, а контуры изображения обклеиваются скотчем, чтобы дать рельефный узор.
Роспись (заливка)
Тоже имитационная техника, только рисунок не наклеивается, а раскрашивается на стекле своими руками стекспециальными витражными красками. Роспись получается прозрачнее, а заливка дает более яркие, насыщенные витражи. Контуры в этом случае сначала прорисовываются более толстыми линиями контурной пастой, для придания фактуры, или также обклеиваются скотчем/проволокой. Требует художнических навыков.
Витражи своими руками
Для самостоятельного создания витражей в домашних условиях подойдут не все техники, так как вряд ли у каждого в кладовке завалялись кованные или литые металлические полосы, фаскорез с алюминиевыми профилями или печное оборудование. Теоретически можно достать плавиковую кислоту, но придется дышать испарениями, а гарантировать получение узора, а не ожога, сложно. Поэтому домашним мастерам остается техника Тиффани и две имитации на выбор.
Для витражей Тиффани потребуется определенное оборудование, да и работа это достаточно кропотливая и трудоемкая, росписью же и заливкой можно заниматься любому начинающему витражисту и даже с детьми. Но если Тиффани – это полноценный витраж, который можно вставить хоть в окно, хоть в двери, то имитация классического витража все равно себя выдает, даже если рисунок зеркальный с двух сторон.
Витраж Тиффани
Рассмотрим пайку с использованием фолии, которую можно купить в любом художественном магазине, как способ создать настоящий витраж в технике Тиффани.
Рисунок – выбирая рисунок, стоит избегать слишком сложных линий, их потом не только вырезать из стекла, но и обрабатывать и соединять, лучше остановиться на фигурах с плавными изгибами и для начала из средних размером деталей. Эскиз можно взять из интернета, там масса вариантов узоров в различных техниках с учетом специфики витражной живописи. Можно нарисовать самостоятельно, при условии, что желание подкреплено хотя бы минимальными навыками. Если таковых не наблюдается, лучше воспользоваться типовыми заготовками.
Резка – эскиз переносится на толстый картон и разрезается на детали (пронумерованные). Чтобы осталось место на пайку, контур смальты должен быть глубже контура шаблона на 0,5-0,7 мм. Шаблон прикладывается к стеклу и обводится, а затем из стекла вырезается деталь.
Листовое витражное стекло стоит прилично, чтобы сэкономить, можно воспользоваться старым боем. Перед тем, как приниматься за смальты, желательно потренироваться на резке обычного стекла изогнутыми линиями, чтобы набить руку.
Обработка – грани каждой детали необходимо обработать шлифмашинкой для стекла.
Но это дорогое удовольствие и чаще для доводки смальт используются бруски № 220-240, шириной 12-20 мм, как минимум, квадратный и полукруглый, треугольный нужен для сложных элементов, когда есть изгибающаяся вовнутрь линия.
При шлифовке смальту и брусок опускают в подходящую емкость с водой. После шлифовки каждую смальту по контуру оборачивают фолией, края завальцовывают (разравнивают и прижимают ленту деревяшкой или пластиком). После краев разглаживают торцы и еще раз проходятся по всему периметру.
Сборка – профессионалы рекомендуют нарезать, обрабатывать и укладывать смальты по одной, но это личное дело каждого. Сборку проще выполнять на светокопировальном станке. За неимением можно положить прозрачный лист пластика или толстого стекла между опорами и подсветить настольной лампой. Еще проще, если есть журнальный столик со стеклянной столешницей – тонкая ткань, калька (трафарет) и вперед. Подсветка необходима, чтобы не допустить щелей между смальтами, при укладке их плотно подгоняют друг к другу или к границам узора. Трафарет фиксируют двумя планками – слева и сверху или справа и сверху (для левшей), выкладку начинают с угла, постепенно заполняя весь узор.
Флюсовка – собранный витраж обжимают рейками с оставшихся сторон, следя, чтобы детали не выпирали вверх или в угол, при необходимости довальцовывают кромки, приглаживают и прижимают. В идеале, витраж перебирают заново, чтобы равномерно покрыть флюсом и грани и торцы, но можно и упростить задачу, тщательно пройдясь обильно смоченной кисточкой или ватной палочкой по граням каждой детали. Флюс выбирают полуактивный, с бурой, остатки активного могут с течением времени разъесть переплет.
Пайка – отличается от привычной радиотехнической и оборудованием и способом исполнения.
Мощность этого инструмента всего 100 Вт, он нагревает элементы до нужной температуры, но припой к нему не прилипает. Обычные, оловянно-свинцовые припои не рекомендуются, из-за них могут трескаться смальты. Поэтому для Тиффани лучше использовать припои с кадмиевыми присадками (ПОСК-50-18, Авиа-1). Можно обойтись и припоем ПОС-61/61М, но он мягче и не такой прочный.
Паяют Тиффани капиллярным способом в два этапа – сначала по контуру смальты прокапывают расплавом припоя примерно через сантиметр (нитка по ширине как жало), не касаясь деталей паяльником и припоем. За один подход не рекомендуется проходить большой участок, если витраж габаритный. Проходят фрагмент с мужскую ладонь, дают витражу остыть, продолжают, пока не прокапают каждую деталь. Вторым заходом каждый шов пропаивают, накладывая припой по контуру каждой смальты и нагревая, пока он не просочится сквозь шов и не покроет соединение изнутри.
Обрамление – готовый витраж припаивается к профильной рамке, прямоугольной, если это плоское панно, или фигурной, если речь о плафоне или другом элементе декора. Зачищенная и обезжиренная (спиртом) рамка покрывается флюсом изнутри, а витраж по кромке с лицевой и боковой стороны. Раму накладывают на композицию или вставляют композицию в каркас и паяют, как смальты, фрагментами, если остается щель, ее тоже флюсуют и пропаивают.
Промывка – часть изготовления витража, необходимая для удаления остатков флюса, как ни старайся, а собирается он не только в швах, но и на смальтах. Сегодня простейший способ избавиться от этих пятен на этом этапе – обработать витраж губкой, смоченной в средстве для мытья посуды, после чего изделие промывается и вытирается.
Патинирование – если уже браться за Тиффани, стоит раскошелиться на специальное цветное стекло, листовое или бой, так как пленка или краска смотрится все же хуже. А вот патинирование такому витражу не повредит, а только подчеркнет его красоту. Аккуратное нанесение готового состава на переплет выполняется в перчатках и респираторе, а помещение должно хорошо проветриваться. Если напачкали – смело мыть, вытирать и в заключении – аккуратно полировать мягкой тканью. При необходимости металлическое обрамление закрывают декоративной рамкой из дерева или имитации.
Независимо от выбранной техники, витраж, сделанный своими руками, будет не только украшать дом, но и радовать осознанием того, что и вам по плечу древнейшее из искусств.
Упрощенная разновидность витража, но тоже вполне способная оживить дом или сад – на нашем сайте в статье о декорах из керамической плитки. Еще одна возможность оригинально оформить жилище – пробковые обои или бамбуковые покрытия. Это совершенно другая, но не менее интересная тема. В видео можно подсмотреть хитрости профессионального дизайнера.
Источник