Колонка центрального канала своими руками схема

Колонка центрального канала с лабиринтом

Моделью колонки послужили акустические системы с лабиринтом Akai SW-30 JET ROAD SYSTEM.
В Японии, откуда родом эти колонки к природным ресурсам относятся очень бережно, все упаковочные ящики из досок, что попадались мне, служили только для доставки грузов.
Изготовить что – либо из них невозможно – из древесины выжато всё. По консистенции она похожа на высушенную репу с длинными волокнами внутри. Эти ящики были всегда соединены или специальными древесными саморезами с большим шагом и крупной резьбой, или специальными винтовыми гвоздями – обычные не держались.

Так вот, стенки Акаевских колонок из тонких склеенных дощечек толщиной 9 мм. На фотографии хорошо виден скол в нижнем левом углу.
Внутри был установлен широкополосный динамик (тот, что позже переехал в корпус Fostex 103 Sigma) мощностью всего 5 Ватт (10 Ватт RMS). При воспроизведении музыки стенки ходили ходуном, и это несмотря на многие внутренние перегородки!
Ещё одна проблема лабиринтов с выхлопом на задней стенке заключается в том, что их надо ставить к стене дома не ближе полуметра. То есть при размерах 140х365×260мм они не могут быть истинно полочными.

Содержание / Contents

Мне потребовался центральный канал домашнего кинотеатра (на работе) в комнатку площадью около 50 м2 и с высотой стенок 5м. Под рукой оказались два автомобильных динамика по 30 Вт каждый. Коаксиальный Panasonic EAK-DC100 с пищалкой покрывает диапазон по верхам, за низы отвечает Nokia LBP-130. Может быть, кого-нибудь передёрнет от этой крамолы, но я соединил динамики паралельно, без всяких фильтров. Позднее, вероятнее всего, подключу их по схеме Bi-Amp.

В магазинах при фабриках мебели продают обрезки. Вот из них и сделаны стеночки этой колонки. Столешница кухонного стола из ДСП имеет толщину 26мм и антипригарное покрытие. Стенки собираются этим покрытием наружу, под обклейку. Внутри стенки покрыта какой-то бумагой к которой великолепно клеится вибропоглощающая прослойка.
Канал лабиринта собран из ДСП стандартной толщины 18 мм, закреплённых через стенки длинными (60мм) саморезами, что увеличивает жёсткость конструкции. Между громкоговорителями установлен экран из ДСП, длиной более диаметра бОльшего диффузора, и стандартной толщины 18 мм, для уменьшения взаимного влияния между динамиками.

Как-то на корпоративной вечеринке дал на эту колоночку 100 Ватт.
Динамики хлопали по защитным решёткам, но стеночки проявляли завидную жёсткость!

↑ Чертёж

▼ Файловый сервис недоступен. Зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.

↑ Спецификация на Loudspeaker Nokia lpb 130

▼ Файловый сервис недоступен. Зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.

Камрад, рассмотри датагорские рекомендации

🌻 Купон до 1000₽ для новичка на Aliexpress

Никогда не затаривался у китайцев? Пришло время начать!
Камрад, регистрируйся на Али по нашей ссылке. Ты получишь скидочный купон на первый заказ. Не тяни, условия акции меняются.

🌼 Полезные и проверенные железяки, можно брать

Куплено и опробовано читателями или в лаборатории редакции.

Источник

AudioKiller’s site

Audio, Hi-Fi, Hi-End. Электроника. Аудио.

Материалы раздела:

Самодельные колонки: центр и тылы

Позже я усовершенствовал эти колонки: установил очень хорошие (и соответственно дорогие) динамики, переделал фильтры. Получилось просто здорово!

Все попытки улучшить звучание колонок Свен – 770, основная часть которых описывается в статье Доработка колонок Свен-770В, к значительному успеху не привели, за исключением фронтальных колонок. Поэтому я решил заменить полностью центр и тылы (фронты я переделал полностью, так что от них остались только изрядно доработанные корпуса).

Расчитал все полностью с нуля под НЧ динамики Visaton W130 S8 на тылы и 2 x W100 SC4 на центр. ВЧ динамики соответственно Vifa D27TG-05-06 и D19SD-05-08. Чертежи корпусов:

В ответ получил корпуса (на первом фото колонки стоЯт рядом с фронтальной от Свен-770):

Материал – 16 мм МДФ, покрыт винилом цвета “японская вишня”. С дури, наверное, я заказал настоящие фирменные (Визатоновские) терминалы, поэтому пришлось сэкономить – поставил винил вместо шпона (дороговато получилось, хотя и результат впечатляет, качество дешевым не бывает – дешевый Свен я уже покупал). Сделали достаточно быстро, доставка довольно дорогая, но зато дошло за неделю, все целенькое. Сделано качественно, гладенько, краси-и-иво. только решетки грилей несколько хлипковаты и не идеально ровные (что, впрочем, незаметно, если внимательно не рассматривать). В грили вставлены металлические штифты – не боишься сломать при установке/снятии.

Это для запланированного мною акустического оформления типа закрытый ящик (ЗЯ). По идее, если использовать фазоинвертор (ФИ), то можно получить нижнюю частоту порядка 50 Гц. Но:

На внешние размеры повлияла и толщина стенок – сам выбрал 16 мм – скажем нет вибрациям!

Вот как выглядят они с динамиками (динамики не прикрутил, а только положил), и вид внутри центральной колонки на распорки:

Кстати, вид тыловой колонки пусть никого не вводит в заблуждение – так и задумано, что НЧ динамик будет вверху, а ВЧ внизу – особенности расположения колонки в доме. Похоже изготовители проигнорировали заданные мной наружные размеры под ободок динамика (я задал большой припуск), и сделали исходя из собственного опыта – я ошеломлен: диаметр отверстия больше диаметра динамика на глаз – на 0,1 мм! Динамик садится без всяких зазоров!

Первая попытка сделать фильтры (при отсутствии корпусов) сказать что была провальной – не скажу, но результат не понравился. Частично неудача объясняется с научной точки зрения: ВЧ и НЧ динамики не очень согласуются друг с другом – у них какая-то странная совместная АЧХ – на

7-8 кГц совпадают пики и провалы, ФЧХ такая, что динамики в фильтре 2-го порядка нужно включать синфазно (а фильтре 1-го порядка нужно включать противофазно – все наоборот от теории!), а если частота среза ФВЧ низкая, то ВЧ динамик перегружается, и его искажения проявляются “тяжелым” звуком. У НЧ динамика заметный подъем на 6-8 кГц, который лучше давить. Вообще эти Визатоновские динамики оказались крепким орешком – понадобилось множество экспериментов, чтобы нащупать, как с ними работать.

Теперь пришли корпуса, и я смог нормально делать фильтры. В общем, после нескольких дней экспериментов, расчетов и снова экспериментов, я пришел к двум возможным схемам фильтров: 1-го и 2-го порядков:

Я не скажу, что эти фильтры абсолютно оптимальны, но времени потрачено много (с перерывами на праздники), а еще центр делать – больше с ними возится не буду. Я сделал одну колонку с одним фильтром, а другую – с другим и сравню их. На первый взгляд 2-й порядок звучит лучше. Посравниваю еще…

Посравнивал – фильтр 2-го порядка мне нравится гораздо больше. Звук приятнее во всех отношениях, и разница достаточно хорошо заметна. Переделаю и другую колонку на 2-й порядок фильтра.

Внешний вид фильтра 2-го порядка:

А их сравнительные АЧХ (в области выше 300 Гц на расстоянии

Сразу сознаюсь, что быстро и качественно измерять АЧХ я еще не научился, поэтому они получаются страшненькими. Мне думается, что на самом деле они лучше, чем кажутся.

Waterfall колонки (выше 200 Гц = 5 мс):

АЧХ колонки с фильтром 2-го порядка, снятая с расстояния

0,6 м, промасштабированная и склееная с АЧХ, снятой с НЧ динамика на расстоянии 8 см (и еще учтен паспортный завал АЧХ микрофона на частотах выше 15 кГц). Сглаживание = 1/6 октавы. Этот график будем считать паспортом колонки.

Фото измерительной позиции (клик мышкой открывает большую картинку в новом окне

130 кБ). На большом фото микрофон и его крепление обведены желтым цветом.

Колонка с установленным фильтром:

Плата фильтра лежит на распорке и прикручена к ней проволокой (розовенькая такая). Такое вот супер высокотехнологичное решение! На распорку наклеен изолон, так что фильтр держится крепко, и не дребезжит. Кстати, на фото хорошо виден герлен-изолон на задней стенке корпуса.

Весь корпус изнутри оклеен вибропоглотителем герлен + изолон 4 мм. Корпус изнутри протирается от пыли и высушивается. Перед наклейкой герлен нагревается над печкой (или на батарее), после чего он становится гораздо более липким. Также внутрь помещен распушенный синтепон (на фото его нет).

При сборке колонки впервые попробовал под динамик положить оконный уплотнитель (7мм). Похоже, что идея неплохая.

Центральная колонка

Корпус изнутри оклеен герлен-изолоном также, как и тылы. Заполнен синтепоном и использованы такие же уплотнители на динамики. Фильтры сразу делал 2-го порядка. Получилось неплохо (см. АЧХ), но если бы еще пару дней поковыряться, нашел бы наверное, вариант получше. Но и на этот не жалуюсь. АЧХ также получена склейкой среднего и ближнего полей.

Схема фильтров. Опять же ВЧ головка включена синфазно, что для фильтра 2-го порядка случается нечасто.

Впечатления

Как следует послушать еще не успел (а выходные закончились! ). Но первые впечатления уже есть: пукалки Свен и Микролаб и рядом не стояли! То, что было, теперь трудно приличным словом назвать, а тут появился нормальный звук! В центральной колонке басов меньше, и она чуть более склонна к бубнению. Но совсем чуть-чуть. Если прибавить низких темброблоком, то она способна их играть. Но это не ее стихия (хотя 50 Гц и слышно). Причем их играет без напряга. С высокими все ОК, даже вывел тембр в 0 (раньше был в +3 дБ). Средние чистые, легкие, разборчивые.

Тылы чуть получше на средних и высоких (там пищалки большего диаметра и с магнитной жидкостью, и мне их звук нравится больше), а на низких лучше заметно. Когда одна колонка играет от усилителя с макс. мощностью 20 Вт (а громкость не максимальна), то нормально озвучивает комнату 15 м2, да и во всей квартире неплохо слышно. И низких практически хватает. То есть их по количеству хватает и без темброблока, маловато по глубине – это после того, как я привык к сабвуферу, который у меня играет от 30 Гц (проверено). Но 50 Гц на них слышно нормально, хоть и слабовато уже. Зато бас “наполненый” и не “задушеный”. В Микролаб Соло-1 столько и такого баса отродясь не было даже со всякими эквализациями.

Читайте также:  Педаль для сварочного аппарата своими руками

Прослушивание SACD и просмотр кино с DTS звуком (очень мало пока слушал и смотрел) показало, что звуковая картина создается. Виртуальные источники локализуются в пространстве, причем не только в пространстве, ограниченном колонкакми, но и вне его (звук пришел откуда-то издали справа).

В общем первый мой опыт по изготовлению колонок с нуля я считаю удачным. И, несмотря на то, что теперь кладовка забита Свенами, я не жалею, что их покупал – на них я набрался опыта, и целый год было что слушать.

Послушал некоторое время (но мало, мало…). Звучание колонки мягкое, приятное, не напрягающее. НЧ/СЧ динамики Wisaton W130S8 звучат мягче, чем Peerless 850122. Но не лучше (еще бы – разница в цене в 3 раза). Я не слушал на них рок, где необходим драйв – незнаю, как они со своим мягким звуком его воспроизведут. Остальные жанры (классику тоже не слушал) – очень мило.

Меньшие динамики W100SC4 звучат практически так же, но с низкими у них хуже. Ниже 80-100 Гц уже ловить нечего (хотя 50 Гц их не убивает и звук не портит, просто отдача сильно падает, но если поднять эквалайзером, то играют и без зажатости). А высокие (по паспорту максимум 10 кГц) до 8 кГц на слух вообще хорошо. Я даже задумался о применении их в качестве среднечастотного звена в 3-х полосной системе, с частотами раздела 200 Гц и 6-8 кГц. Только мощность у них маловата…

Дополнительные материалы

Здесь я добавляю некоторую информацию, которая может быть кому-то интересна (судя по вопросам, прозвучавшим на форуме). Постараюсь, чтобы получилось не очень сумбурно. Это все промежуточные результаты, которые я делал для себя, и они не всегда в лучшем виде.

Басовик Visaton W 130 S 8

Я все же сохранил его АЧХ, измеренную в корпусе тыловой колонки. Ниже 300 Гц кривой верить нельзя – тут и не совсем закрытый корпус влияет, и отражения. Черная линия – АЧХ, красная – ФЧХ:

Всплеск на 6-7 кГц на слух заметен не так, как на АЧХ, но видимо там творится что-то нехорошее, потому что если его подавить (всплеск а не слух), то звучит лучше. А вот ватерфолл басовика. Видно, что этот всплеск не спроста:

Хоть хребет и не длинный – всего 1,5 мс, на такой частоте это явно нехорошо. Диагноз подтверждается – его нужно давить.

И хоть фазовая характеристика выше 6-7 кГц не выглядит ужасно, тем не менее при фильтрах ВЧ и НЧ 2-го порядка пришлось динамики включить синфазно. Если включить “по науке” противофазно, на АЧХ получается жуткий провал. Вот один из ранних вариантов фильтров: синяя линия – противофазное включение, красная – синфазное.

Видно, что пики НЧ динамика пытаются пролезть на общую АЧХ несмотря на фильтр. Причем фильтр 2-го порядка подавляет эти пики довольно хорошо, а вот 1-й порядок работает неудовлетварительно. Самое интересное, что LSPCad упорно рисует наоборот – при синфазном включении – провал, при противофазном – нормально. Даже с введенной в него реальной (из даташита) АЧХ динамика. Я даже проверил – не перепутанна ли где у меня полярность? Нет. Все нормально. И на самих динамиках все правильно, ничего не перепутано.

ВЧ динамик

Разница между фильтрами ВЧ 1-го и 2-го порядков на низкой частоте среза (в районе 3,5 кГц) достаточно хорошо заметна. И заметна она на слух – ВЧ динамик перегружается низкими частотами и его диффузор выходит из области линейного смещения. Это проявляется как грязное звучание. Бороться с этим явлением помогает применение фильтра высокого порядка.

Кроме того, я проверил на практике, в чем различия между просто последовательным резистором, включенным последовательно с ВЧ динамиком и резистивным делителем (L-pad).

По теории у просто резистора преимущества такие:

Второй момент поясняю подробнее. На частоте механического резонанса динамика его сопротивление растет. При этом коэффициент деления делителя, создаваемого резистором и сопротивлением динамика падает. Т.е. на этой частоте резистор практически не ослабляет сигнал, а значит его амплитуда увеличивается (говоря по другому, добротность динамика растет). Амплитуда колебаний диффузора возрастает, ну дальше понятно. В случае применения L-pad, коэффициент деления делителя в меньшей степени зависит от импеданса динамика, и всплеск амплитуды на частоте механического резонанса динамика заметно меньше.

Это была теория, а теперь посмотрим, что получается на практике. АЧХ ВЧ динамика, включенного через фильтр 2-го порядка, причем в первом случае последовательно с динамиком стоял резистор 4,7 Ом (черная кривая), во втором – L-pad, образованный дополнительным параллельным подключением резистора 10 Ом (это не оптимально, просто я проверял разницу) – красная кривая:

Если кто-то, глядя на эти графики, скажет, что частота резонанса пищалки 1 кГц, то будет абсолютно прав! Из графиков видно, что демпфирование динамика параллельным резистором уменьшает напряжение на нем на

3 дБ. Т.е. амплитуда смещения диффузора уменьшается как минимум в 2 раза! Надо сказать, что на слух разница была заметна! Несмотря на снижение уровня высоких, звучание в целом стало приятнее. И это в динамике, в котором используется магнитная жидкость призванная снижать подобные явления!

Итак, выводы, которые я для себя сделал.

Это уже прикладная теория – руководство к действию. А в каждом конкретном случае нужно измерять и слушать, чтобы не промахнуться. Я сначала хотел использовать одиночный резистор, пренебрегая резонансом – типа он далеко, отфильтруется, и магнитная жидкость свою пользу принесет. Ан нет. Пришлось использовать L-pad, причем его сопротивления увеличены по сравнению с тем, что дает обычный для таких случаев расчет. Я стремился как можно сильнее увеличить сопротивления для получения максимальной “источникости тока” при достаточном демпфировании резонанса.

Применимость фильтра типа 0 + 1

Время от времени возникает вопрос: если НЧ динамик имеет естественный спад АЧХ на высоких, то зачем его вообще включать через фильтр? Включим его напрямую, пищалку состыкуем с ним, и все будет ОК. Такой вариант я тоже пробовал. Вот его АЧХ (я не уделил этому много времени, поэтому возможно это не самый лучший вариант такого включения). Синим – АЧХ ВЧ динамика, черным – общая АЧХ:

По поводу “кривизны” АЧХ делайте выводы самостоятельно. Я просто напомню про то, что выбросы на АЧХ и кривой ватерфол басовика никуда не делись. Мне звук не то, чтобы совсем не понравился… Просто с фильтрами заметно лучше. Чище, легче,приятнее… Заметно более “дорогое” звучание получается с фильтрами. Можете сравнить ватерфоллы колонки с фильтрами и НЧ динамика. Разница колоссальная.

Источник

Практика создания акустических систем высокого класса

Сохранить и прочитать потом —

Данный материал посвящаю всем самодельщикам и желаю им удачи в работе.

Начало

Дорогие друзья, разрешите представиться. Зовут меня Юрий. Имя получил в честь Юрия Алексеевича Гагарина, как и многие мальчики в тот период. Настолько он был популярен, когда я родился. Видимо, энергетика того времени и имени первого космонавта, в какой-то степени передалась мне и стала частью души, требующей активности. В школьные годы активность была разнонаправленной, но не включала в себя учебу. В жизни это не стало помехой. Технический университет закончил с отличием. Профессию свою, выбранную по принципу максимальной сложности специальностей, предлагаемых ВУЗом, в который поступал, не сменил и зарабатываю ею по настоящее время. Учили меня на конструктора гидравлических машин и средств их автоматизации.

В свободное от работы время всяческие увлечения не отпускали и дальше. В очередном душевном порыве, случившимся совсем недавно, открыл для себя замечательный магазин Аудиомания, в частности, его раздел «Сделай сам». То, что там увидел при первом посещении, было мечтой молодости. Правда, в те времена такого представить было невозможно. Ассортимент этого магазина открыл для меня дверь в мир реализации задумок. Думаю, как и для многих других, одержимых идеями, людей.

Кроме увлечения аудиотехникой, сопровождающего меня по жизни, люблю фотографию, читаю фантастику (обязательно о космических путешествиях – отрабатывает та самая энергетика). И еще одно увлечение – почти дюжину лет мастерю мебель из дерева. Сейчас уже имеется серьезный опыт краснодеревщика, который позволяет изготавливать мебель профессионально.

Всем читателям – мое безмерное расположение и наилучшие пожелания.

Я – любитель. Буду стараться писать только о конкретике. Поделюсь своим практическим опытом по созданию акустических систем высокого уровня. Адресую эту информацию таким же любителям, которым нравится качественный звук, получающим удовольствие не от фона, а от прослушивания музыки. Людям, которые в мире звуков, имеют предпочтения и любимые записи.

Весной 2017 со мной нечто произошло. Вечером на веранде до ушей донеслось птичье чириканье, повеяло настоящим теплом, где-то зазеленело, прилетел первый растительный аромат, захотелось пригубить вина и послушать музыку. Не анализируя (можно все списать на флуктуации души), я почувствовал потребность, и у меня возникла идея обзавестись хорошим звуком для дома. Причем, «музыка» то в доме есть. Но в тот момент термин хороший звук вдруг приобрел иной смысл. В голове встали воспоминания от случайного прослушивания музыки в магазине (в комнате хай-энда), великолепной возможности ощутить звук высочайшего качества у нескольких друзей. Все это случилось годы назад, но потребность в хорошем звуке оформилась именно весной семнадцатого. Несмотря на то, что трепетное отношение к «хорошей» музыке сопровождало меня всю жизнь, и практически всегда была возможность слушать звук приличного качества, вдруг стало ясно: звучащая из акустики музыка должна быть не просто чистой, детальной, мощной, глубокой, естественной, завораживающей или даже потрясающей (тело на большой громкости – шутка). Воспроизведенный акустикой звук должен передать эмоции: солистов и музыкантов, и всех тех, кто готовит запись для нас – слушателей.

По предварительным оценкам, возможно завышенным, купить такое оборудование – оказалось не по карману. Размениваться на хорошее доступное – не хотелось. Таким образом, встала задача построить самому акустику максимально высокого класса, доступного в домашних условиях. Без лабораторий, высокоточных измерений, но, чтобы порода, солидность и элитность звука была неоспорима. Чтобы от прослушивания создавалось именно такое впечатление.

Читайте также:  Прикормочный кораблик для рыбалки своими руками чертежи видео

В качестве небольшого отступления следует сказать, что задумка имела базу. Определенные навыки в моем распоряжении были: в юности построил акустику в «закрытом ящике». Был счастлив от ее звука. Были спаяны различные транзисторные усилители, одна модель чрезвычайно качественная. Сейчас, кроме прежних подзабытых знаний, навыков и опыта, добавилась любовь к изготовлению мебели из дерева и некоторый набор столярного инструмента. Дополнительно захотелось обзавестись и качественным ламповым усилителем. Дабы сократить реализацию задуманного предложил участие своему другу-энтузиасту и самоделкину, имеющего базу радиофака УПИ (Уральский государственный технический университет). Условились, что акустика (подборы, расчеты и воплощение) будет моей задачей, ламповик – его часть.

С вот такой позиции начали «трясти стариной».

Выбор

Вопрос построения АС был начат с изучения теории и сопутствующих материалов. Передо мной, как и перед многими строителями собственных акустических систем, встал вопрос выбора акустического оформления. Знания, информация, мнения начали копиться и систематизироваться, но ответ на вопрос о типе акустического оформления АС оставался открытым. В это время моему напарнику стали доступными три широкополосные головки 75ГДШ3-1. В местном ДК задумали выбросить два сценических сабвуфера, проработавших на протяжении 30-ти с лишним лет. В каждом стояло по два динамика. В одном из них динамик вышел из строя, отсюда и решение выбросить. Прослушивание динамиков «на полу» подтвердило ожидание «отсутствующего звука». Прослушивание в родном сабвуферном корпусе – оценки не изменило. Практически без энтузиазма начал копать интернет на тему применения в АС динамиков имеющегося типа. Быстро нашлись материалы товарищей, уже построивших АС на основе этих динамиков. Приглянулся вариант с «тэкувэтэ» (tqwt) труба Войта – материал прикладываю, авторство не установлено см. ссылка). Понравился этот вариант, в том числе, из-за «открытого корпуса», к которому уже возникли некоторые симпатии. Почему: отсутствие демпфирования динамика или минимальное по необходимости. Другими словами динамической головке не создается препятствий при работе, а это, как я понимаю, означает минимум условий для создания внешнего сопротивления и, как следствие, искажений. Еще, резонансная частота динамика в корпусе с трубой не изменяется. Это, в свою очередь, должно обеспечить воспроизведение более богатой басовой составляющей, являющейся основой ритма, обеспечивающей объемность звука и усиливающей психоэмоциональное восприятие музыкальной программы. С внутренним сопротивлением (после прослушивания динамиков), опаской получить слабый результат и, все же, надеждой купил три листа строительной фанеры 12мм для повторения в материале предложенной конструкции. Доработка состояла в применении радиусных переходов в каждом углу (впервые гнул фанеру), установки ребра жесткости внутри (учитывая габариты и толщину материала) и устройство жесткой съемной задней стенки для удобства работ по последующему возможному демпфированию.

Технологию изготовления не даю. Раскрой тоже. Учитывая свой опыт работ с деревом – считаю, что у каждого мастера, берущегося за изготовление такой конструкции, будет своя специфика конструирования и работ по изготовлению. Специфика связана с условиями, навыками и набором инструмента. Я привык работать с клеем, отказавшись от металлического крепежа (кроме съемной задней стенки). Это обеспечивает отсутствие технологических реек, забирающих объем, дающих дополнительную геометрию в канале звука, что с моей точки зрения – дипломированного гидравлика – не есть хорошо для движения звуковой волны по каналу. А задача, между прочим, стоит в создании условий для ее плавного, ламинарного (есть такой термин, означающий отсутствие завихрений) движения по каналу. Это снижает вероятность возникновения призвуков, ненужных для высококлассного звука.

Звук построенной АС удивил сразу. Могучий, яркий, красивый и отличный от моих фирменных трехполосных фазонверторных (ФИ) колонок английского бренда. Значительно отличный. С ударением на слово «отличный». Удивление усиливалось тем, что там же – Англия, интеллект инженеров и масштабное производство, а здесь 35-летнее чудо в фанерном ящике. После того, как первый всплеск эмоций утих, стало понятно, что одного динамика для этой АС мало. Не хватает верхов и … низов. Бас низкий, красивый, с множеством оттенков (чего не слышно на ФИ) и, в то же время, слабый. Можно себя уговорить на такой звук, но недостаток заметный.

Посомневавшись в способности этого динамика играть басы в широкополосной АС, построил сужающийся лабиринт – трансмиссионную волновую линию (ТВЛ). По отзывам в сети – это как раз то, что необходимо. Описываю без подробностей и аргументов в пользу такого решения. Не привожу рекомендаций и зависимостей построения ТВЛ. Все есть в интернете. Эту конструкцию сделал более технологичной: с катетами, без скруглений. Следует отметить, АС получилась более компактных размеров. Вот ее разрез.

Многие авторы в сети упоминают о важности правильно сделанных расчётов трансмиссионно-волнового канала, отсутствия фундаментальных ошибок, сложности конструкции и необходимости точного ее повторения при изготовлении. При этом, кроме геометрии и правил выбора динамиков в их подходе собственно ничего и нет. При вычерчивании конструкции АС с ТВЛ меня сопровождало чувство глубокого понимания механики, но не акустики. Все делал на веру. Ведь много людей делилось уже практическим опытом, достигнутым результатом и фотографиями. Многих устраивал полученных звук. Это ведь весомый аргумент.

Снова взял строительную фанеру. На сей раз, два листа, с учетом остатков от предыдущего варианта. Изготовил быстро и точно. Следует подчеркнуть избыточную жесткость корпусов таких конструкций, даже при использовании фанеры 12мм.

Итак, ощущение от прослушивания – очень хорошо. Недостатки те же. Если нехватка верхов – это конструкция динамика, то нехватка басов – вопрос корпуса. Следует сказать, что бас стал более выразительным и подчеркнутым. Это было отмечено независимо всеми участниками прослушивания. Неожиданность состояла в следующем. Вначале прослушивание велось каждой колонки в отдельности. Хотелось услышать ее возможности, сравнить с другим вариантом. Тем более, первый эксперимент повторения конструкции дал только одну колонку. Потом их подключили вместе. Эффект оказался потрясающим. Возникла не только панорама звука, сцена. Прежде всего, преобразился сам звук. Его мощь, открытость, легкость ошеломили! Да, позднее, прослушивая неравноценную пару АС, пришлось поднять ВЧ и НЧ на усилителе. Но звук был не просто красивым. Он держал, притягивал к себе. Любимые треки звучали так, как будто слушал их впервые. На многих стали слышны оттенки басов и средних частот, о существовании которых раньше с английскими напольниками даже не подозревал. Подруга супруги, присутствующая с ней в доме в соседней комнате во время тестирования пары АС на различной громкости и стилях: камерная музыка, джаз, электроника, уходя, сказала, что побывала в филармонии или на концерте. Эта фраза была не деликатность по отношению к хозяевам, а похожа на правду. Распространение звука по сопредельным комнатам оказалось приятным сюрпризом. Это будет важным моментом при приеме гостей для создания легкого ненавязчивого музыкального сопровождения в нескольких зонах сразу. Аппаратуру стал включать при каждом проходе мимо. И, в конце концов, после трех дней, сдался окончательно и попросил будущего владельца забрать этот тестовый вариант акустики себе домой для прослушивания, пока не наступит время изготовления АС парадного вида.

Вывод был таким: если бы состоялся выбор АС в магазине – звук полученных АС (не фанерный вид конечно) меня бы устроил полностью. О полученном звуке сказано скромно. Звук грандиозный. Когда звучит пара колонок, высоких частот становится практически достаточно. Это не песок, динамик его не может воспроизвести. Но то, что он воспроизводит – уже удовлетворяло нашим требованиям. Полученное звучание потрясало, переворачивало что-то внутри, возникали комки в горле. Без преувеличений. Оставалась только одна «заноза» – НЧ на усилителе было выкручено на максимум. Тем не менее, звук понравился и хозяину АС. Позднее даже было решено окончательный вариант изготовить на основе ТВЛ: габариты и звучание баса взяли верх.

Мытарства

Тем временем актуальность приобрел вопрос создания АС для «собственного употребления». Высока вероятность, что после АС на динамиках 75ГДШ3-1, наступил бы конец поискам хорошего звука. Довольно быстро это случилось, да и попало почти в точку. К счастью или, к сожалению, но второй пары головок 75ГДШ3-1 или 3-3 не нашлось. Ползая во всемирной паутине, собирая и анализируя информацию, продолжая обучение, начал пристально рассматривать акустику английской фирмы Tannoy. Идеальная колонка – устройство, способное линейно воспроизвести весь спектр звука из одной точки. А жизнь состоит из компромиссов. Создание акустики – поиск оптимума среди множества компромиссов. Каждый вариант АС решает свои задачи, и становится инструментом в руках маркетинга: удачное сочетание динамиков в акустической системе, красивое (правильное) разделение частот, выпяченный бас, цокающая пищалка, уникальное оформление, использование ценных пород дерева в корпусе или просто – известный бренд. Все вместе или по-отдельности призвано убедить покупателя в правильности выбора. Старшая акустика Tannoy (Westminster и Canterbury) меня заинтересовали внешне, да и построена всего на одном динамике. Звук из одной точки! Старинная, известнейшая фирма, сохраняющая свое ведущее положение по сей день, имеет своих почитателей. Вскоре узнал, что акустика Tannoy все же двухполосная, но динамики НЧ/СЧ и ВЧ стоят соосно. В инженерном плане, такое решение оказалось сильно привлекательным. Великолепное решение. В той же сети прочел похвалу одних и разочарования других владельцев этой акустики после перемещения ее из салона себе домой. Вспомнил, что сам оценил звучание Tannoy несколько лет тому назад в комнате для прослушивания одного магазина. Тогда мне больше понравился вариант Cornwall американского Klipsch. И пришло еще одно понимание – хорошая акустика звучит не всегда хорошо (на различном музыкальном материале и в разных помещениях), и этот факт нужно было как-то учесть при конструировании собственной АС. К примеру, Tannoy оснащены двумя регуляторами для подстройки СЧ и ВЧ.

Учитывая необходимость в принятии компромиссов, возникло намерение создавать нечто подобное Tannoy Westminster или Canterbury. Оказалось, что по «доступным» ценам в Китае можно заказать полные копии АС Canterbury. Они даже предлагают свои динамики. Отзывов о качестве системы и звуке не нашлось. Решил не рисковать. Проанализировав накопленную информацию, приступил к поиску конструкции акустики Tannoy. Кое-что нашел для АС Westminster, а в одном польском чате – 150 фото процесса изготовления копии этой акустики. Решение повторить почти случилось. Остановило планирование места установки. Все-же, Westminster созданы для большого пространства. В комнату обычной квартиры их установить, конечно, можно, однако в глаза бросается несоответствие габаритов жилого помещения и двух огромных АС. У меня частный дом и доступно некоторое свободное пространство для размещения. Тем не менее, этот вариант (со скрипом) был отклонен от воплощения. Из-за габаритов и, из-за недоступности родных танноевских динамиков (а равно – их высокой стоимости). Кроме того, конструкция будет в большой степени наугад (точные чертежи отсутствуют). Ожидать высокого качества звука, в таком случае, не приходится. Хотелось иметь контролируемый процесс. Изучение вопроса продолжалось, а коаксиальный танноевский динамик не давал покоя. Не скрою, продолжал искать разумные возможности по приобретению танноевских головок пока не наткнулся на испанскую Beyma. Этот производитель предлагает заинтересовавшую меня конструкцию соосного двухполосного динамика. Вот фото соосно установленной пищалки в центре низкочастотника.

Читайте также:  Стол под газовую панель своими руками

Динамики заказал, ждать доставки пришлось почти три месяца. В это время снова вернулся вопрос акустического оформления. Без отступлений скажу – серьезно помог утвердить свой выбор материал «Лабиринт Рогожина». Его можно легко найти в сети. Ссылку не привожу, так как автор просит предварительного согласования (хотя материал доступен бесплатно). Но там, спасибо Рогожину, приводятся и обоснования, и практические рекомендации. Рискну сделать заявление: это единственный материал без воды, по делу, с полным набором рекомендаций для практического выхода на результат. Отсюда его популярность.

После этого этапа, мытарства с принятием решения остались позади. Впереди были приятные тяготы ночных акустических расчетов и конструирования корпуса АС.

Немного «вокруг да около»

Все изложенное выше, условно кратко представляет пройденный путь. Описал его для тех, кому интересно создание высококлассной АС своими руками, кто сталкивается с подобными вопросами. Здесь описан процесс разработки АС с нуля, и путь был пройден полностью до создания прототипа. Кто пожелает, может тоже пройти всю дорогу, более осознано. Кому-то будет доступно срезать на ней углы.

Несколько слов о лабиринте Рогожина. Привлекательность этой конструкции состоит не только в возможности получить великолепные результаты звучания акустики (я то говорю об этом уже с пониманием), но еще открывает возможности конструирования внешнего вида и внутренней архитектуры в самом широком диапазоне. В конечном счете, эта технология позволяет создать АС «под себя». Такой себе индпошив. Это чрезвычайно удобно и привлекательно. Наверное, все понимают разницу между купленным готовым шкафом и встроенным или сформированным по конкретным требованиям. Функциональность, адаптивность у второго варианта выше. Если учесть возможность создания внешнего вида по своим требованиям, связать внешний вид АС, цвет с интерьером в зоне размещения, ценность варианта дополнительно возрастает.

Не скрою, понимание цели при акустических расчетах по рекомендациям Рогожина должно быть ясным. На первом этапе это достигается соблюдением данных в материале инструкций и, уже на втором этапе. обретенным опытом. Дабы достичь желаемого результата мне пришлось выполнить множество акустических расчетов для получения оптимумов и построить шесть опытных вариантов с тем, чтобы выйти на седьмой – окончательный. Сравнивая полученный результат в материале и звуке можно уточнить выполненные расчеты и сделать правильный выбор варианта, подогнав его под свои предпочтения, обеспечив великолепное звучание АС.

Тем, кто не устал

Совсем уж практическая сторона. Итак, выбор динамических головок позади, выбор конструктива (лабиринт-канал) тоже. По рекомендации Рогожина установил программу Hornresp австралийского разработчика. Выполнив пошаговые инструкции, получил первый результат. Скажу так, практически вслепую пришлось выполнить не менее сотни расчетов для обеспечения всех требований. К чему нужно стремиться – инструкции даны Рогожиным. Далее делюсь собственным опытом.

Первым делом – фото выполненных попыток найти желаемый звук:

Таким образом, при комфортном уровне громкости вибрации корпуса и призвуки не отмечены. Призвуков, кстати, не отмечено при любом уровне громкости.

На больших динамиках обеспечить предложенный в инструкции вариант сворачивания канала приведет к росту высоты АС. Пришлось изобретать. Окончательный принципиальный вариант, принятый для работы такой:

Конечно, за время строительства шести вариантов была отработана технология изготовления, детали конструкции АС, способы сворачивания большого канала. Вживую внутренности АС имеют такой вид:

Обратил внимание на некоторую некорректность работы программы. Например, при расчете удается обеспечить групповые временные задержки (ГВЗ) в пределах рекомендуемой нормы. При печати результата расчета, диаграмма ГВЗ имеет серьезные искажения, недопустимые выбросы, которые не соответствуют действительности.

Отладка кроссовера

Выше были описаны подходы и особенности создания акустического оформления АС. Следует отметить, что габариты и масса АС внушительные, мощность используемого динамика высокая. Когда акустические системы задумывались, было убеждение, что слушать их нужно при подводимой мощности в 0,5 Ватта. Это обстоятельство и было одним из ограничений при выборе динамика. Было сомнение, что мощный динамик обеспечит эффективную работу при малой подводимой мощности. Несмотря на имеющийся запас мощности, построенные прототипы АС выполняют эту функцию, обеспечивая великолепное звучание при минимальной подводимой мощности. Причем, не умаляя грандиозности звука.

В настоящее время, полученные АС подключены к усилителю фирмы Sony, у которого градуировка уровня громкости выполнена в децибелах. Поздно вечером, когда уже нет посторонних звуков, акустика великолепно и ярко звучит при громкости минус 66 дБ. Еще отмечу, что запас мощности динамиков гарантирует работу АС с минимальными линейными искажениями при любой громкости комфортного уровня.

Итак, отладка звука в кроссовере.

Первоначально полученный комплект динамиков и заказанные у производителя (компания Beyma, Испания) кроссоверы FD-2XA для этих конкретных динамиков меня разочаровал. Первое включение на малой громкости привело в полное недоумение. Звук был просто ужасен. На малой громкости басы почти отсутствовали. При росте громкости – превращались во что-то совершенно несуразное, издавая невероятное бормотание. Музыки, как таковой, не было.

После 3-4-часового прогона на высокой громкости (70-90 Вт) динамики заработали (прогрелись). Однако неудовлетворенность звуком не исчезла. Ни душевности, ни грандиозности басов, ни желаемых эмоций. Только похвальная детальность звука.

Как я уже упоминал ранее, отработка звучания выполнялась по двум направлениям: поиск оптимальных параметров лабиринта и работа с кроссовером. Наработки по лабиринту даны выше. Кроссовер так же преподнёс свои уроки. Его схема найдена в интернете. Представлял он собой фильтры первого порядка с цепью согласования входного комплексного сопротивления НЧ громкоговорителя. Частота раздела полос, по данным сайта Beyma – 1800 Гц.

Конечно, я мог бы подробно изложить все поиски и повороты настройки полученных фильтров, но что-то подсказывает, такое изложение будет скучным и малоинформативным. Изложу в тезисах.

После таких изменений звук стал очень даже неплохим, но все же, устраивал не совсем. Попытка оставить НЧ динамик без индуктивности L1, не способствовала дальнейшему улучшению звучания АС. Все же, неравномерность АЧХ динамика нужно компенсировать. Индуктивность производителя сохранил на своем месте. Ее влияние хорошо ощущается.

И вот, после длительного прослушивания различных жанров, после попыток варьировать номиналы оставшихся элементов фильтров прямо во время прослушивания, «на ходу» так сказать, отключил RC-цепочку согласования (8,2 Ом и 8,25 мкф – указаны на схеме). Произошел потрясающий эффект. Ощущение вздоха динамика, обретшего свободу, до этого удерживаемого некой удавкой. Удерживаемый ранее звук вырвался, полетел, стал легким и благородным. Нельзя передать словами обретенную легкость и виртуозность обновленного звучания. Появился именно тот звук, от которого возникает внутренний отклик, по телу идет озноб, а льющаяся музыка заполняет все клетки мозга.

Следует еще отметить тот факт, что катушки индуктивности кроссовера Beyma несерьезны. Они намотаны медным проводом 1мм. Для НЧ динамика параметры индуктивности 1Ом и 1,44 мГн. На больших мощностях потеря энергетики баса гарантирована. Учитывая параметры индуктивности НЧ фильтра, полученные измерением, я заказал индуктивности для НЧ и емкости для ВЧ звеньев более высокого класса.

Итого:

Выполненная работа позволила адаптировать параметры резонансного канала к выбранному динамику и обеспечила звучание АС не ниже ожиданий, нарисованных сознанием. О звуке напишу ниже. Все работы заняли около пяти месяцев (выходные и вечернее время, учитывая наличие запала, время на прослушивание и анализ, на следующие расчеты и т.д.) и потребовали определенных затрат. Уверенно скажу – уровень звучания соответствует акустике ценового диапазона от двух миллионов рублей. Фактические затраты, особенно с учетом имеющегося оборудования несоизмеримо ниже. Пройденный путь был непростым. Созданная АС зазвучала не только благодаря точному или удачному расчету резонансного канала, интуитивно, в какой-то степени, выбранному динамику, своему подходу к моделированию и изготовлению корпуса. Напомню, построенная акустическая система двухполосная, наличие кроссовера обязательно. Работа с кроссовером также позволила внести свою лепту в окончательный звук и получить полезный опыт. Демпфирование в конструкции АС не использовалось. Возможно, предприму попытку оценить влияние демпфирования в конкретном случае. Могу сказать, что наработанный опыт позволил оценить упомянутые в начале два варианта изготовленных АС для динамиков 75ГДШ3-1, увидеть недостатки настройки на басах и внести коррективы.

Сейчас еще нет готового лицевого варианта АС для динамика 15XA38Nd. Есть проект. Выполнен новый расчет АС с динамиком 75ГДШ3-1 с увеличенной отдачей на басах. Новый вариант будет оснащен твитером BC25SC06-04. Учитывая имеющуюся рабочую загрузку и доставку дополнительно заказанных комплектующих, эти проекты будут реализованы не ранее октября-ноября текущего года. Результаты будут представлены. Часть проекта кабинета АС для головки 15XA38Nd показана ниже:

Не исключено, что у меня развитая сентиментальность. Достигнутое звучание двух-полосных АС то на одном, то на другом треках привели к душевному и сердечному трепету, к запиранию дыхания, провоцировали к повторному прослушиванию понравившихся композиций. Правильный или неправильный звук – не обсуждаю. Если звучащая АС вызывает у слушателя убеждение реальности от слышимой музыки, вокала, звуков и призвуков – цель уже достигнута. Если отдельные повороты музыкальной программы могут высушить горло, сделать глаза влажными – задача выполнена по максимуму. Склонен считать, что построенные прототипы будущих АС близки к заветному максимуму.

Скажу откровенно, не получив такого результата, я бы не позволил себе открыто делиться своими наработками. Возможно, кто-то скажет, новичкам везет. Мне же досталось двойное везение. Две пары великолепных АС на базе динамиков 75ГДШ3-1, выпущенных в советское время, вытянувших на себе 35 лет сценической жизни и пары новых, на базе динамиков 15XA38Nd испанской Beyma. Пусть повезло, но тому, кто посчитает возможным сделать подобные АС, учитывая предоставленные в материале дополнительные рекомендации, результат гарантирован. Для таких людей и пишу.

Автор статьи Юрий Кобзарь.

Публикуется авторская точка зрения, которая может не совпадать с мнением редакции «Мир Hi-Fi».

Источник

admin
Делаю сам